Fоtо: AFP/Scanpix

На этой неделе стало известно, что 14-летняя британка незадолго до своей смерти от рака завещала заморозить свое тело в надежде, что когда-нибудь в будущем ученые вернут ее к жизни.

Компании, занимающиеся криогенной консервацией тел, пока существуют только в России и США, однако людей, для которых криогенное замораживание — часть их жизненного плана, становится все больше по всему миру, и, в частности, в Британии.

Технология замораживания человеческого тела или отдельных его частей называется крионикой и в определенной степени уже используется в современной медицине для замораживания и хранения при ультранизких температурах кровяных клеток, костного мозга, спермы или эмбрионов. Однако хранение и последующее "оживление" умершего человека является весьма отдаленной перспективой, для достижения которой потребуется совершить научный прорыв.

Насколько это реально?

Директор хранилища тканей и клеток в Бристольском университете Джон Армитадж полагает, что в науке невозможно что-то предсказать со стопроцентной вероятностью, однако пока существует мало указаний на то, что подобные вещи действительно станут реальностью.

Одно дело — взять кусок ткани здорового человека для использования в будущем, и совсем другое — успешно заморозить умершего человека вместе со всей сложной структурой мозга и затем его "реактивировать", говорит он.

"Каковы шансы, что не возникнет никаких повреждений? Мы пока еще даже не достигли стадии криоконсервации целых органов, а сделать это с телом — это очень сложная задача", — полагает профессор Армитадж.

Человеческие органы имеют сложную внутриклеточную структуру, в них содержатся различные клетки и кровеносные сосуды, и все это необходимо будет предохранить от повреждений при заморозке и сохранить в неизменности.

Барри Фуллер, профессор хирургии и криоконсервации из лондонского Университетского колледжа говорит, что первый шаг в этом направлении — это продемонстрировать на практике, что человеческие органы могут быть подвержены криостазу для последующей их пересадки, однако в настоящий момент для этого нет подходящего оборудования.

"Именно поэтому мы вынуждены говорить, что пока у нас нет объективных свидетельств того, что человеческое тело может "пережить" криоконсервацию настолько, что все его клетки будут нормально функционировать после разморозки", — поясняет ученый.

Как работает криоконсервация

Что происходит с телами тех, кто решил после смерти подвергнуть себя криоконсервации? Прежде всего, надо действовать незамедлительно, для чего в Британии, например, существует специальная группа волонтеров из некоммерческой организации Cryonics UK, которая замораживает тело и организует его перевозку в ту страну, где оно будет храниться. В настоящий момент на этом — первоначальном — этапе используется сухой лед.

Когда тело попадает в хранилище, его наполняют криопротекторным раствором (вроде антифриза), чтобы предотвратить возникновение ледяных кристаллов, которые могут образовать трещины и повреждения. Затем, поместив тело в жидкий азот, температуру постепенно понижают до крайне низкой, минус 130 С.

Столь низкие температуры нужны для того, чтобы позволить клеткам пережить потерю влаги после смерти, поэтому процесс криостаза весьма сложен.

Конечная цель этой процедуры — в будущем разморозить и оживить тело, однако насколько реальна эта перспектива, пока с точностью никто сказать не берется.

Несколько сотен человек уже оплатили процедуру криостаза своего тела в трех существующих "лабораторных фермах" в США и России, однако список желающих насчитывает до 1250 человек. Cryonics UK уже помогла 10-ти желающим организовать весь этот непростой процесс.

"Сыновья считают, что мы психи"

Крисси де Риваз из английского графства Корнуолл, как и ее муж Джон, накопила 28 тыс. фунтов (около 35 тыс. долларов), чтобы ее тело было заморожено после смерти. Вместе с оплатой перевозки их тел в США общая стоимость этой процедуры составляет для них обоих 65 тыс. фунтов (80 тыс. долларов).

"Идея пришла в голову моему мужу, — объясняет 76-летняя Крисси. — Он об этом много говорил, а я поначалу думала: фу, ужас какой, не хотела ничего знать об этом. Но он мне дал почитать кое-что на эту тему, и, когда я вникла, то подумала, что это не так уж ужасно. На самом деле они очень заботливо обходятся со своими пациентами. Это все началось 25 лет назад, и я с тех пор подписалась".

Крисси де Риваз не намерена всех агитировать и полагает, что это личное дело каждого, но для нее — вопрос решенный. "Я не вижу никаких причин, почему меня надо в печку отправлять, а мысль о том, чтобы быть закопанной, меня не привлекает, так почему бы не воспользоваться возможностью вернуться, — говорит она. — Я знаю, что шансы невелики, но сколько бы ты ни жил, все равно покажется мало, так что разве это не прекрасно — снова пожить?"

А что по этому поводу думают ее родственники?

"У нас трое сыновей, и они думают, что мы психи. Но они нас не разубеждают, поскольку знают, что это то, чего мы хотим", — объясняет Крисси.

Если же оживление человека после криоконсервации станет реальностью, то Крисси де Риваз с энтузиазмом смотрит в будущее.

"Надеюсь, что они смогут оживить Джона, а иначе у меня [после оживления] не будет никого из знакомых. Но если нет, то я думаю, что мне все равно будет интересно жить — просто из чистого любопытства. Мы так много интересуемся историей и археологией, а интерес к будущему будет еще сильнее".

"Я бы хотела прожить намного дольше, и теперь у меня есть такой шанс", — говорит де Риваз.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !