"Вот вы, рижане, кроме Liepājas Metalurgs и Lauma, про Лиепаю ничего не знаете!" — упрекнул журналистов городской глава Лиепаи Улдис Сескс, который сохраняет свой пост уже долее 20 лет. В прошлом году кресло под мэром впервые пошатнулось — на муниципальных выборах впервые победило Латвийское объединение регионов во главе с бизнесменом Янисом Вилнитисом, президентом АО "Лиепаяс папирс".
Партии договорились, что пост городского главы временно останется за Сесксом, при условии, что в 2018 году мэр пойдет на выборы в Сейм, оставив вакантное место за Вилнитисом. Время идет, конкурент готовится к новой должности, а тем временем Сескс по поводу своего похода на Сейм говорит крайне осторожно, что вполне объяснимо.
Судя по декларации о доходах, в 2016 году зарплата мэра в Лиепайской городской думе составила 29 970 евро, еще 40 500 евро Сескс обозначил как "другие доходы" в ООО "Latvijas šķirnes dzīvnieku audzētāju savienība" и 27 658 евро — в управлении Лиепайской экономической зоны… Сможет ли он столько зарабатывать, став рядовым депутатом? А в нерядовые кандидатов куда больше, чем на пост мэра Лиепаи.
Улдис Сескс бодро рапортует о достижениях города, в котором живут около 70 000 человек и еще 30 000 в районе. По его словам, сегодня в металлообработке Лиепаи работают более 60 предприятий. Более 80 предприятий текстильной промышленности города только за год шьют 10 миллионов бюстгальтеров! Есть производства памперсов, салфеток… На территории бывшего мясокомбината, который в свое время снабжал колбасой Петербург, создали индустриальный парк из 14 скандинавских предприятий. Они выпускают корпуса тракторов Volvo, амортизаторы для машин, диски колес для сельхозтехники, экипировку для американских пожарных и водолазов…
Одно из градообразующих предприятий — холдинг UPB на 1500 рабочих мест с 150 млн евро годового оборота. В числе прочего тут производят бетонные панели, которые охотно закупаются во всех скандинавских странах. Из Лиепаи в немецкий порт Травемюнде пять раз в неделю идет паром, который за 24 часа доставляет любые грузы. В отличие от других портов, в Лиепае зафиксирован прирост по грузам — 16%, обслужили 1400 кораблей и более 41 000 пассажиров. Недавно Сескс вернулся из госвизита в Беларусь, где договорился о перевалке украинского зерна и летних авиаперевозках Минск-Лиепая, чтобы белорусы отдыхали в Лиепае.
"Так что и без Metalurga Лиепая была и осталась производственным городом. Сегодня мы номер два после Риги. В прошлом году прирост производственного оборота составил 25%, — подытожил отчет Улдис Сескс. — Возможно, для всей Латвии это не так заметно, потому что 77% продукции, произведенной в нашем городе, уходит на экспорт… Вот у Риги нет хорошего концертного зала, а у нас есть — с уникальной акустикой!"
Про то, где хранит деньги Лиепая. Мы довольно консервативны — деньги городского бюджета храним в скандинавских банках — SEB или Swed, ну и в Citadele. Не вижу, как нынешняя ситуация (с ABLV и Банком Латвии) может на нас повлиять.
Про судьбу Liepajas Metalurgs и его работников. Агентство приватизации более полугода пыталось продать активы, но не было спроса. Но и во всем мире он упал — в каждой стране ЕС закрылись или снизили мощность один-два таких завода…
Самые экономически активные экс-работники "Металлурга" уже нашли работу в других отраслях и странах. Например, главный энергетик ведет предприятие Liepājas Energija, технические работники устроились на других металлургических заводах по всей Европе. Так что если бы предприятие все же решили восстановить, были бы проблемы с комплектацией команды. Ведь показатели безработицы в Лиепае снизились до 6%.
Про строительство современной тюрьмы по евростандартам. Это вопрос к Министерству юстиции… Мы только предоставили территорию. Сейчас в Лиепае лишь столетняя тюрьма в центре города — мы такую не хотим. Пусть лучше там будет гостиница. А у границ города, где нет жилых домов — пожалуйста! По примерным подсчетам это даст 500-600 рабочих мест. В том числе там будут медработники, физиотерапевты, мастера в производственных цехах.
Про курортные планы Лиепаи. Исторически в Лиепае были санатории, но после распада Союза не стало клиентов, и они остановили работу. Сейчас при Лиепайской больнице есть отдел реабилитации, в котором используется уникальная вода с высокой концентрацией брома и соли — она добывается с глубины 1500 м и используется для лечения кожных и нервных заболеваний.
Мы бы хотели, чтобы это направление развивалось не менее активно, чем в Друскининкае. В Литве я несколько раз был, и все изучил. Уже была попытка датских предпринимателей — построить курорт и СПА-гостиницу, но у них что-то не получилось. Ведем переговоры с предпринимателями из Друскнининкая, чтобы они сделали у нас свои филиалы.
Про привлечение медиков. Два года назад мы запустили программу по привлечению докторов в Лиепайскую больницу — стипендии, жилье. Приехали 30 новых врачей. А всего в нашей больнице 800 сотрудников.
Про транспорт в Лиепаю. Дорога Рига-Лиепая — на 70% в хорошем состоянии. По ней каждый день ходит 10-20 рейсов из столицы. Реконструируется дорога Лиепая-Паланга, ведь у нас литовец — не только турист номер один, но и инвестор номер один — они вкладываются в недвижимость и развивают гостиничный бизнес.
Про планы аэропорта Лиепаи. Когда-то (в советское время) он был очень активен — рейсы в Ригу, Москву, Петербург и даже в Киев. Потом в 2008-2009 годах AirBaltic запустил рейсы в Ригу, Гамбург и Копенгаген. На последнее направление был особый спрос. Когда у AirBaltic начались экономические проблемы, рейсы прекратились. Как раз в то время компания SAS запустила рейс Паланга-Копенгаген — по их словам, один из самых загруженных.
Сейчас у нас возобновили связующие рейсы в Ригу: в 6 утра сел, а в 9 утра — ты можешь быть в Вене или Берлине. В итоге аэропорт, который принадлежит нашему самоуправлению, сильно перевыполнил план по пассажирам. В этом году AirBaltic планирует развить у нас школу пилотов. Ведем переговоры с другими компаниями. Если из Паланги три раза в неделю можно делать рейсы в Копенгаген, Осло, Лондон, Варшаву и Москву, то почему не от нас?
Про реновацию домов и ее издержки (лиепайчане жалуются на появившуюся в утепленных стенах плесень). По статистике, Лиепая утеплила больше домов, чем где-либо в Латвии. Даже втрое больше Риги. Не понимаю, что вы рижане здесь делаете! Да, есть несколько ошибок: может, материалы несколько лет назад были не так совершенны, как сегодня, или строители что-то не учли… Но в целом программа дала большой эффект. Есть микрорайоны, где кажется, что все заново построили, а плата за тепло в некоторых домах снизилась на 70%.
Про свое обещание уступить место Янису Вилнитису. Я слышал это много раз и ничего нового сказать не могу! Наше сотрудничество конструктивное. Я получил предложение от СЗК участвовать в выборах (в Сейм), но решения не принял. В ближайшее время проведем опрос курземских жителей, что они думают. Мне работы сейчас хватает. Поверьте мне, я в жизни много поработал на руководящих должностях — у меня нет амбиций, как у вас, еще 20 лет руководить этой передачей.