Мэр Риги и лидер партии "Согласие" Нил Ушаков не видит смысла митинговать против языковой реформы школ, но готов оспаривать ее в Конституционном суде. Он отрицает смену курса партии, обещает сохранить льготы на транспорт рижским пенсионерам всех гражданств и не отказаться от проекта "кладбищенского трамвая". Про дела Рижской думы и партии Ушаков рассказал на радио LR-4, отвечая на вопросы ведущей передачи "Действующие лица" Валентины Артеменко и журналиста портала Delfi Кристины Худенко.
"Ушаков занялся введением людей в заблуждение, будто бы какими-то факультативами можно сохранить русское образование. Он расхолаживает народ. Он уничтожает мотивацию к участию в массовых протестах, тем самым действуя в интересах латвийских правых партий, которые продавливают реформу. Он успокаивает людей и снижает градус противодействия", — так сказал в интервью DELFI про лидера партии "Согласие" сопредседатель партии Русский союз Латвии Мирослав Митрофанов. И не он один.
Сегодня значительная часть русскоязычной общины Латвии обвиняет Нила Ушакова в непротивлении злу — стремительному введению языковой реформы Карлиса Шадурскиса. Сам же мэр Риги предпочел перековать мечи на орала и вспахивать поле несостоявшегося боя под новый формат.
Про то, почему не участвует в митингах "за русский язык". Сложилось так, что у нас с одной стороны — фантастически качественная провокация националистов: дебаты о школах меньшинств перед выборами. Ответная борьба (РСЛ) тоже выглядит как провокация… Мы придерживаемся такой позиции: с одной стороны, мы категорически против этой реформы (она неправильна с профессиональной и политической точек зрения), но вероятность того, что нынешний парламент ее примет, высока, поэтому хотим свести негативные последствия к нулю…
Акции и протесты — правильные инструменты для достижения целей. Европа их активно использует. Но в Латвии такой традиции нет. Независимо от того, что происходит, собирается максимум сто-тысяча человек. К тому же мы понимаем, что единственное желание националистов — провокации на улицах. Это стало бы для них главным предвыборным подарком. Наша задача — защитить рижан.
Про дополнительные факультативы в школах. Примерно два раза в неделю я встречаюсь с Советами школ — это 30-60 человек. Дума планирует с 1 сентября 2019 года ввести программу дополнительных занятий — в школах латышских и меньшинств. Делаем анализ, сколько им надо таких занятий, с учетом специфики каждой школы и пожелания родителей, и сколько они способны организовать, с учетом нехватки педагогов вообще. И на каком языке. В некоторых школах хотят использовать возможность, чтобы в 1-3 классах дать лучший базис латышского языка, а в 7-9 классах — для дополнительных занятий частично на русском и латышском… На разработку у нас есть полтора года. Программа будет эффективна.
Про возможность оспорить языковую реформу школ в Конституционном суде. Чтобы оспорить законопроект, надо, чтобы за него сперва проголосовали. Если Сейм примет решение — мы будем рассматривать все варианты. У нас было немало выигранных дел в суде Сатверсме.
Про латышский язык в детсадах. В целом сейчас учителей латышского языка — будь то "русская" или латышская школа или сад — просто нет. Как и многих других. К примеру, в этом году будет выпущено четыре учителя физики на всю страну. И делите их как хотите! Это ответственность министерства образования — самоуправления не готовят учителей. Или пусть отдадут эту функцию нам, вместе с финансами, или пусть делают свою работу.
Про школу с шести лет. Ситуация неоднозначная. С одной стороны, понятно желание выпускать детей из школы на год раньше, потому что заканчивать школу в 19-20 лет — это ненормально. Логика в том, чтобы начать с 6 лет, есть. Но встает много вопросов технического характера. Министерство говорит, что будут детсады, где дети учатся по программе первого класса, но потом этот класс разойдется по разным школам. Где-то — школы организуют группы "детский сад"… Что будет, когда придется размещать в школе двойной комплект детей первых вторых — еще вопрос. Много нюансов. Всего у нас… 72 реформы образования — от шестилеток до школ. Что-то мы поддерживаем, что-то — в зависимости от качества реализации, а что-то — нет.
Про смену акцентов "Согласия" (расторгли договор с "Единой Россией", съездили в НАТО, не митингуют по русским школам). Не надо путать курс партии и используемые инструменты. Курс партии неизменен с того момента, как я присоединился к "Согласию" в 2005 году: мы за левые ценности и права нацменьшинств. Но в данной политической ситуации, когда с одной стороны — Нацобъединение, а с другой — то, как ведет себя русский Союз Латвии, мы выбираем инструменты, которые минимизируют зло. Мы не будем подстраиваться под тех, кто возможно, пройдет в следующий Сейм.
Про мероприятия 16 марта. А там что-то будет? За последние несколько лет по специфике этого мероприятия у нас отработано все до миллиметра. Всем разрешают, и понятно, кто где стоит… С точки зрения безопасности и соблюдения свобод, решение стало стандартным.
Про ограничения для оппозиции Рижской думы задавать вопросы. В среднем повестка Рижской думы состоит из ста проектов. В Думе 60 депутатов. По новым правилам, каждый имеет право задать по три вопроса. Значит, за одно заседание можно задать… 18 000 вопросов, из которых примерно 8000 может задать оппозиция. Это нереально!
Когда меня третий раз избирали мэром, было рекордно долгое заседание и сессия по задаванию вопросов — их было 56. Сейчас по каждому проекту решения оппозиция может задать 80 с копейками вопросов — это полтора часа. Для сравнения, во многих других самоуправлениях вопросы можно задавать не дольше 10 минут, а у нас — 90 минут. Оппозиция выбрала путь оскорблений и затягивания процессов. Они не дают работать профессиональным работникам Думы, которые там со времен Пургайлиса. Когда директору департамента в зале говорят: вы кашляете — наверное, это на ваших мозгах сказывается. Куда дальше?! Мы все это напишем в ответ на возражения Министерства регионального развития.
Про ремонт дорог. График скользящий, с учетом Праздника песни и мероприятия празднования столетия Латвии. В планах — весной и летом ремонт трех мостов: Браславский, Деглавский и эстакада Островного. С середины осени — ремонт Вантового моста, который все время мониторится. Перекрыть сразу два главных моста мы не могли… Когда сойдет снег, начнется ремонт улиц Краста (от Лидо до Островного моста), Бривибас (от Бруниниеку до ВЭФовского моста), бульвар Калпака и Меркеля. В 2019 году — завершение Чака и Вантового моста. А в 2020 году начнется строительство Rail Baltic — закроется Центральный вокзал.
Про льготы для пенсионеров-иностранцев в рижском транспорте. Меня восхищает, что депутат Пулкс проголосовал за эти льготы в 2010 году, а протестовать начал в 2018 году — дошло, бывает. Речь идет о людях, которые прожили тут десятилетия, а то и всю жизнь, работали и платили налоги, а став негражданами, часть приняла решение взять гражданство России, Украины и Центральноазиатских республик. У них статус постоянных жителей Латвии, они тут платят налоги со своих пенсий. Тут наша железная позиция, что если ты задекларирован в Риге — тебе положены ее социальные блага. Когда человек нам показывает пенсионное удостоверение, мы не имеем права его спрашивать, гражданином какой страны он является и во сколько лет вышел на пенсию. По нашим прикидкам, это около трех тысяч граждан России, полторы — Беларуси и несколько сотен — Украины.
Про нежелание муниципальной полиции штрафовать за неправильные парковки. Объективно есть две проблемы: поток вызовов все время растет (особенно после запуска мобильной аппликации) — это две трети протоколов муниципальной полиции. Моя убежденность, что полиция не должна тратить на это время — они должны заниматься порядком и безопасностью. Это вопрос имиджа мундира. Нет пока решения, кто бы мог этим заняться. Есть опыт других стран. Но посмотрим, получится ли у нас.
Про судьбу квартала Сканстес (после ликвидации ABLV). В этом районе работают около 16 компаний, которые развивают бизнес. Компания Pillar, часть ABLV, развивавшая проект квартала New Hanza — крупнейший и важный игрок, но не доминирующий. Параллельно строится новая большая частная больница, жилые дома, ближе к Валдемара реконструируется деловой центр. Позиция самоуправления: да, в Латвии иногда рушатся банки, но при всем уважении к значимости и роли ABLV, город не будет останавливать свое развитие… Тем более что New Hanza будут продавать другим инвесторам — будем ждать, что и его реализуют. Район Сканстес все равно будет развиваться. Освобождается четыре гектара — там будет парковая зона с прудом — поставим там музей современного искусства, концертный зал… Все будет!