Fоtо: LETA

Около трети работников Латвии платят льготные подоходные налоги и почти не делают социальных взносов, а потом удивляются,что у них нет больничных, пособий и пенсий. Министр финансов Янис Рейрс рассказал, как намерен с этим бороться, ответив на вопросы ведущей передачи "Действующие лица" на LR-4 Валентины Артеменко и журналиста портала Delfi Кристины Худенко.

В отличие от своей предшественницы на посту министра финансов Даны Рейзниеце-Озолы, которая считает, что реформу провела совершенно правильно, Янис Рейрс ошибки видит. И все же его позиция, что новая реформа может быть не раньше, чем в 2021 году — нельзя подрывать чувство стабильности предпринимателей. В следующем году министерство намерено провести анализ налоговой системы, а после возьмется за улучшения.

Про ошибки налоговой реформы-2018. Уже сейчас видны два пункта. После введения новой системы практически остановились пожертвования средств от предприятий в пользу негосударственных организаций. Также надо думать, как усовершенствовать систему переплаты и недоплаты налогов, чтобы не было столько должников. Пока Минфин утвердил в парламенте предложение о продлении выплат долгов по налогам с граждан на два года.

Про семь налоговых режимов. У нас любят говорить, что латвийская СГД — большая, а в Эстонии меньше. Но у нас больше налоговых режимов, и каждый надо администрировать, что требует неимоверных дополнительных ресурсов. Уже в бюджете на 2021 года планируем ввести изменения.

Про зло льготных налоговых режимов. У нас 600 тысяч работников трудятся в общем режиме и платят все налоги по полной, а 270 тысяч используют льготные режимы. Четыре года назад приняли закон, что с каждого рабочего места должен быть уплачен хотя бы минимум социальных взносов, но потом закон отменили. И все же тенденции в Европе, что государства должны найти способ, как решить вопросы соцобеспечения. Один из вариантов — минимальное социальное страхование каждого работника. Такие изменения (я их называю улучшения) могут быть.

Увы, в парламенте зачастую думают о дне сегодняшнем, а не о долгосрочных перспективах. Если ты сегодня получаешь все деньги сразу и не платишь налоги или социальные взносы, то ты не платишь пенсию своим родителям (у нас система солидарности), а потом и сам ее не получишь. Первая тревога, когда по больничному листу тебе начисляют меньше 7 центов в день, на которые никак нельзя существовать. И надо понимать, что не платишь налогов — не будет больничных, отпускных, пособия по безработице.

Про готовность закрыть режим микропредприятий. Его придумали в кризис, когда многие люди остались без работы. Надо было этот закон принять на определенный срок, но срок не обозначили. Сегодня многие его используют, чтобы не платить налоги. Я все время выступал против этого льготного режима, подавал предложения по изменению законов… Но нужно собрать хотя бы 51% голосов, а политики делают карьеру на сохранении "хорошего" закона…

Про отказ от наличных денег. Думаю, они будут исчезать по мере развития безналичных расчетов. Административно никаких больших изменений мы не планируем. На сегодня за наличные нельзя покупать недвижимость — это связано с большим числом мошенничеств. Вопреки слухам, другие сделки с наличными на сумму выше 7 200 евро не запрещены, а просто есть требование, чтобы о них информировали СГД через систему eds.

Про трудности в заполнении деклараций. Мои знакомые в Бельгии берут на 2-3 дня отпуск за свой счет, чтобы грамотно заполнить декларацию. Эта операция — один из признаков демократического государства. Если государство не знает уровень реальных доходов каждого, оно не может вести ни социальную политику, никакую другую.

Про сниженные НДС на овощи и фрукты. Ни к какому снижению цен это не привело. Может, первые два-три месяца эффект был, а потом все вернулось. Зато бюджет получил минус 3,8 млн евро в год. Цена зависит не от НДС, а от покупательской способности, спроса и предложения. Например, сегодня ТОП-новость, что цена яиц в Латвии ниже, чем год назад. А ведь НДС не снижали. Прирост зарплат в секторе торговли овощами-фруктами меньше среднего прироста по стране, оборот в секторе меньше прироста в секторе питания — ничего положительного не вижу.

В Литве и Эстонии никакого сниженного НДС нет. Да и в других странах его нет. Есть разница в НДС. Но она сложилась исторически. Сам НДС появился в конце 60-х, начале 70-х годов. Сперва он везде был маленьким 3-5-10% Когда странам понадобились дополнительные средства на разные социальные программы, НДС стали повышать, но продукты старались не трогать — так и сохранилось. Нет позитивных примеров, когда с большого успешно ужали до маленького.

Про повышение зарплат учителям. Есть Закон о реформе системы образования. В нем сказано, что условия финансирования и повышения зарплат — оптимизация школ, реформы образования и солидарность самоуправлений. Государство уже вложило в реформу более 50 млн евро — все они пошли на повышение зарплат учителям. Но план по оптимизации не выполняется. Парадокс: мы выделяем на учителей больше денег, чем в Эстонии, а зарплаты у них на 30-40% выше.

Про бюджет на 2020 год. Не помню, когда за последние 10-15 лет прогнозы были радужными. Сегодня ситуация немного тревожная. Последние восемь лет мы развивались даже быстрее, чем планировали. В этом году прогнозировали рост 4,2%, а на самом деле — 4,8%. Но появилась тень кризиса. Причем внутри страны все хорошо: потребление есть, промышленность развиваются. Проблемы международные — из-за торговых войн Всемирный банк снизил прогнозы роста на 0,4-0,6% по всем странам. Для Латвии прогноз — 3,2% ВВП. Это минус 11 миллионов фискального объема..

Про величину еврофондов на период 2021-2027. Из чего составляются еврофонды? Страны побогаче платят, чтобы подтянуть страны победнее, чей уровень развития не достиг 70% от ЕС. Когда в 2004 году мы вступали в Евросоюз, наш уровень был 40%, в прошлом периоде (за семь лет) он достиг 60%. Сейчас мы приближаемся к 70%, но пока режим выравнивания сохраняется. Если на этот период мы получали 4,7 млрд евро, то на следующий (2021-2027) нам планирует выделить 4,2 млрд евро.

Про зарплаты чиновников. Они не привязаны к средним по стране и с 2010-2011 года остаются примерно на одном уровне. Сокращения аппарата есть — при прошлом правительстве все было ужато на 6%. Мы внедряем новый механизм по сокращению расходов госаппарата.

Про уменьшение пропасти между бедными и богатыми. Чем лучше будет развиваться бизнес, тем выше будет благосостояние всех.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !