Foto: LETA

"Если выполнять все обещания прошлого года, то в бюджете можно оставить всего две строчки — зарплаты медикам и учителям". Почему иногда обещания можно не держать, министр финансов Янис Рейрс объяснил в передаче "Действующие лица" на LR-4, отвечая на вопросы ведущей Валентины Артеменко и журналиста портала Delfi Кристины Худенко.

На днях правительство одобрило бюджет-2020. По словам премьера Кариньша, так много денег не делили никогда. Министр финансов Рейрс уточняет, что в этом году общий "пирог" увеличился более, чем на 600 млн евро, что позволило дать добавку самым нуждающимся.

Дополнительные порции получились довольно скудными по сравнению с теми, что политики обещали своим избирателям изначально. У Рейрса на сей счет есть веский аргумент: когда обещали, прогноз роста экономики был 3,5%, а когда попытались выполнить, все ужалось до 2,8% — почти на 200 млн евро меньше. "Международная ситуация ухудшается, рынки проседают, предприниматели, которые работают на экспорт, бьют тревогу", — пояснил министр.

Добавки, которыми надо гордиться, но…

  • 200 млн евро — на индексации пенсий, которые меньше 420 евро. Базовая ставка — 7,2%. В зависимости от стажа, она будет увеличиваться до 10%. В итоге минимальные пенсии вырастут до 80 евро, а обещали 99.
  • Повышение зарплат учителей — "пойдет по графику, одобренному правительством".
  • 150-160 млн евро — дополнительно в Фонд выравнивания самоуправлений. При этом на Риге оставили долг Rígas satiksme, из которого в следующем году надо вернуть 38 млн евро, а также лишили ее крупных проектов с европейским софинансированием — Концертного зала, Восточной магистрали, мультимодального центра в Торнякалнсе.
  • 10 млн евро — на увеличение госпособия минимального соцобеспечения, которое дольше 10 лет застряло на уровне 64 евро. Обещают, что за три года оно вырастет до 98-99 евро. Изначально обещали, что этот "скачок" случится за год.
  • 50 млн евро — на повышение зарплат медикам. Обещали 120 млн евро, но еще неделю назад нашли всего 45 млн, так что медики должны быть рады. Предложенный Винкеле "медицинский" соцналог 1% (с работника и работодателя) в этом году не введут, потому что правительство обязалось три года не менять налоги.
  • До 300 евро поднимается дифференцированный необлагаемый минимум, на что потратят 32 млн евро. Правда, реальную прибавку это даст лишь обладателям зарплат ниже 500 евро, у которых не больше одного ребенка. "Это и так сработает против небогатых самоуправлений — они будут еще меньше налогов собирать. Ведь если люди получают много, то у них необлагаемый минимум сходит к нулю, а все налоги идут в самоуправление…", — пояснил Рейрс. И предложил подумать о смене формулы помощи семьям с детьми: в Эстонии на первого ребенка облегчения налогов вообще нет — только пособие.

Где нашли дополнительные 600 млн евро?

  • Из планируемого роста экономики в 2,8% (хотя ожидали 3,5%).
  • 93 млн евро — за счет программ, которые были и теперь не финансируются.
  • За счет уменьшения теневой экономики. Сейчас в Латвии она на уровне 18-20%, в среднем по Европе — 10-12%. Тут Рейрс винит работников, которые не "сдают" работодателей, сторонников "конвертов".
  • За счет роста собираемости социального и подоходного налогов. Тут Рейрс похвалил Минблаг тех времен, когда министерством управлял он: "Оно последние три года активно разъясняло, что значит соцналог. Что если работодатель предлагает обмануть государство, то обманывается работник, потому что соцналог в течение жизни возвращается: или в краткосрочный период (в виде выплат по бюллетеню, пособий по безработице и рождению ребенка), или на пенсии.

А если сократить чиновников?


По мнению Рейрса, в этом направлении и так делается все возможное: "93 млн евро мы нашли, пересмотрев разные программы, число служащих сокращено на 4,7%, в течение всего посткризного периода министерствам не выдают дополнительные средства на повышение зарплат. В этом году они затребовали более 900 новых ставок — разрешили создать не больше десяти, связанных с Moneyval и европейскими требованиями защиты данных. Если сокращать число чиновников в социальных службах, они будут медленнее работать. Придется, например, начисление пенсии ждать, как во Франции — по 3-4 месяца после выхода на пенсию. Примерно 4000 человек у нас работают в государственных Центрах ухода для людей с трудностями в передвижении и душевными болезнями. Их тоже не сократишь…"

Что с внешним долгом Латвии?


Он сегодня больше 10 млрд евро. И пока бюджет Латвии с дефицитом (0,49%), он будет расти, утверждает Рейрс.

Когда и как будут менять налоги?


Министр обещает, что перемены начнутся с 2021 года. "Мы договорились начать обсуждение сразу после принятия бюджета-2020 и успеть до первого полугодия следующего года. В декларации правительства записано, что мы не будем менять налоги одновременно с принятием бюджета, чтобы компенсировать налогами нехватку средств".

Министр симпатизирует налогу солидарности: "Это реально снижает неравенство. До введения этого налога люди с разным уровнем дохода имели фактически одинаковый налог. Если в первый год мы прогнозировали получить от его введения дополнительных 42 млн евро доходов, то получили более 50 млн евро".

Необлагаемый минимум пенсионерам в 2020 году подняли до 300 евро, а в 2021 году обещают 330. При этом Рейрс скептически относится к предложению повысить необлагаемый минимум пенсии для вернувшихся из других стран пенсионеров до уровня минимума тех стран, откуда они приехали и где заработали пенсии, чтобы они не теряли из-за переезда: "Я слышал, что это считают "магнитом", но считаю это неправильным по отношению к нашим пенсионерам, у которых минимум будет меньше. Наша цель — двигаться в сторону повышения необлагаемого минимума для всех".

Что светит микропредприятиям?


Уже при обсуждении смены налогов с 2021 года Рейрс обещает поднять тему микропредприятий, патентов и прочих "асоциальных" налоговых систем. "Система микропредприятий должна была увеличить активность предпринимательства — этого не получилось, — поясняет Рейрс. — СГД говорит, что наши микропредприятия превратились в бизнес "белых воротничков" — они не производят и не оказывают услуги частным лицам".

По его мнению, если поднять необлагаемый минимум и перевести работников микропредприятий на общий режим, то те будут платить даже меньше подоходных налогов, чем сейчас. И единственная цель таких режимов — не платить соцналог, что чревато последствиями. По сведениям министра, с введением льготных режимов, 240-300 тысяч человек платят соцналог меньше минимального уровня, а значит, к их выходу на пенсию, никаких накоплений не будет, зато на государство ляжет тяжелое бремя их обеспечивать.

Так хорошо или плохо бизнесу в Латвии?


Министр сетует, что на данный момент желаемого прироста инвестиций в Латвию не наблюдается. А свои предприниматели все время жалуются и не ценят то, что имеют: "Наши представители бизнеса говорят, что все плохо, но посмотрите: у нас третий год не меняются налоги. Нет таких стран — у всех каждый год что-то да меняется… Во время последней налоговой реформы у нас сделали то, что есть только в Эстонии, налог на невыбранную прибыль с предприятий 0%. При этом последних два года, когда экономика росла на 3,5-4,8% процента, реинвестиции в предприятия почему-то не росли. И говорят, что все плохо.

В итоге наши люди не хотят идти в бизнес, потому что всюду слышат, что это плохо. К чему это привело? У нас продуктами питания торгуют зарубежные компании: они-то у себя не слышат, как у нас все плохо, а поэтому приходят в Латвию и работают с хорошими показателями отдачи". То, что отдельные предприятия или даже отрасли терпят неудачи, это, по мнению министра, нормальная история: "В Берлине в год банкротирует по 5000 предприятий общественного питания — нормальная ситуация. Бизнес все время меняется".

Готова ли Латвия к Brexit?


Рейрс считает, что готова: "В резервном фонде на это запланировано 0,1% бюджета. По нашим подсчетам при жестком варианте надо будет приплатить в "котел" ЕС на 20-40 млн евро больше". Однако подсчитать, во сколько "жесткая посадка" может обойтись предприятиям Латвии министр не взялся: "Если есть специалисты, которые могут конкретно оценить ущерб для экономики — мы бы охотно использовали эти цифры".

В чем конкурентное преимущество Латвии?


"У нас качественная и высокообразованная рабочая сила, — ответил на вопрос Рейрс. — Был на наших предприятиях, которые экспортируют продукцию по всему миру, и могу лишь удивляться, как далеко предприниматели Латвии нашли сбыт своим высокотехнологичным товарам — поверьте, это не только простейшая переработка".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!