2017 год принес водителям две новости в обязательного страхования гражданской-правовой ответственности (OCTA): рост цен на полисы и новый порядок выплаты компенсаций. В декабре Сейм одобрил и еще одно изменение: новый порядок взыскания убытков с участника аварии. Delfi подробно рассказывает о том, к чему теперь должны быть готовы автовладельцы.
Цены на OCTA будут расти и дальше. Это неизбежно?
Как заявил в октябре председатель правления LTAB Янис Абашинс, цены еще не достигли потолка, но для стремительного их роста в дальнейшем нет оснований. "Признаки, что цена поднимется, на рынке были заметны уже давно, но процесс тормозила острейшая конкуренция между страховщиками. Размер выплачиваемых возмещений уже давно рос быстрее, чем объем подписанных премий, и это закономерно привело к тому, что в прошлом году рынок OCTA пережил рекордные убытки — почти 12 млн евро. В то же время на подорожание полисов OCTA повлияла инфляция (ремонт, автозапчасти, медицинские услуги, реабилитация), возросшие страховые компенсации за причиненный человеку нематериальный ущерб, платежи в Гарантийный фонд OCTA, которые были возобновлены в прошлом году", — заявил Delfi Абашинс. В то же время он полагает, что цену OCTA регулирует свободный рынок, поэтому под влиянием конкуренции кто-то из страховщиков в любой момент может решить снизить цены, а за ним, возможно, последуют и другие.
Ранее глава LTAB утверждал, что по сравнению с другими странами Балтии полисы OCTA в Латвии дешевле. Между тем латвийский Совет по конкуренции еще в августе объявил, что собирается изучить обоснованность роста цен на полисы. На данный момент неизвестно, к какому выводу он пришел.
Как автовладельцев подталкивают к ремонту
1 января 2017 года в силу вступили Поправки к Закону об OCTA, согласно которым пострадавший автовладелец может получить "живыми деньгами" около половины суммы компенсации. Если он не хочет ремонтировать машину в сервисе, которому напрямую платит страховая компания, то денежная компенсация теперь составляет 70% от необходимой на ремонт суммы минус налог на добавленную стоимость (НДС). Фактически в таком случае на руки клиент получает около 55% возмещения. Оставшиеся 30% сметы и НДС автовладелец может получить, только когда предоставит страховой компании все платежные документы после завершения ремонта. Ранее клиент мог получить всю сумму сразу после того, как страховщик подсчитает расходы на потенциальный ремонт.
Это еще один способ борьбы с теневой экономикой. Законодатели подсчитали, что средний размер стоимости услуг автомехаников и по покраске в ремонтной смете составляет около 30%. Фактически, автовладельцев лишают возможности отдать застрахованную машину в "серый" автосервис, владелец которого готов сделать ремонт дешево, так как налоги платить все равно не собирается.
Ситуация в итоге быстро изменилась. В 2016 году страховые компании по полисам OCTA выплатили в общей сложности на 27,69 млн евро, из них прямые денежные выплаты автовладельцам составили 11,35 млн евро (41%). В первом полугодии 2017 "на руки" было выплачено около 27%.
Есть ли гарантия, что в "страховом" сервисе сделают качественный ремонт?
Но откуда берутся подержанные, особенно дорогостоящие детали? По словам главы компании Norde Дайниса Бремзе, если учесть, какой объем деталей используется в ремонте, очевидно: не для всех из них "донорами" становятся разбитые машины. Другими словами, часть деталей, возможно, принадлежит угнанным автомобилям. Проконтролировать происхождение всех запчастей, используемых в ремонте застрахованных автомашин, не представляется возможным. Янис Абашин признает наличие проблемы, но замечает: "Все зависит от платежеспособности. Если бы весь ремонт делали с использованием новых деталей, полисы бы стоили гораздо дороже. Использование подержанных деталей постепенно сокращается".
Недавно Автоассоциация, объединяющая большинство латвийских автоторговцев, провела исследование отношений между страховыми компаниями и автосервисами. Выяснилось, что от стиля работы страховщика во многом зависит, насколько качественным будет ремонт. При этом не всегда жалобы автосервиса на сложности сотрудничества означают, что качество ремонта ниже. Например, ремонтники не жалуют страховую компанию Balta за то, что та часто навязывает им своих поставщиков запчастей, усложняя логистику. При этом та же компания предъявляет высокие требования к качеству, к соблюдению технологии ремонта и чаще всего проверяет качество установленных запчастей.
Эксперты убеждены, что упорядочить сферу можно, введя обязательное лицензирование автосервисов. В Эстонии такая система уже существует.
OCTA: что изменится в 2018 году?
Кроме того, в Кабинете министров продолжается обсуждение ряда других поправок к закону об OCTA. Среди самых важных изменений, которые могут ожидать нас в будущем году, Янис Абашинс упоминает следующие:
Более четкий порядок приобретения OCTA для транспортных средств, которые используются, например, в сельхозработах, но не участвуют в дорожном движении.
Может измениться порядок выплаты компенсаций за ущерб, нанесенный угнанными транспортными средствами — раньше его покрывали из Гарантийного фонда, но в будущем эти расходы планируется переадресовать страховым компаниям.
Фирмам, занимающимся торговлей автомобилями, придется приобретать OCTA для машин, которые были взяты на реализацию и сняты с учета в Латвии. Таким образом, бывший владелец автомашины сможет закрыть старый полис, вернуть деньги за неиспользованное время и не беспокоиться, что проданная машина попадет в ДТП (это не повлияет на будущую стоимость OCTA для него). На данный момент старый полис OCTA считается действительным до тех пор, пока у транспортного средства не появится новый владелец.
Проект поправок разработан, чтобы внести в закон об OCTA уточнения и утвердить нормы, которые уже закреплены директивами ЕС.