Филипс Ластовскис: 4 мая призываю думать ценностях, которые связаны с Латвией и нашей свободой
"Если ты сомневаешься во мне — смотри! Красно-бело-красный флаг внушает веру" ("Ja Tev šaubīgs šķietu es – Paskaties! Karogs sarkan-balti-sarkanais uzticību zvērēt liek"), — такие поэтические строки мой дед Юрис Берзиньш написал своей будущей жене в 1938 году. Он тогда служил в 5-м эскадроне 1-го Елгавского кавалерийского полка. Дед вернулся со службы, они поженились и вместе пережили кошмар оккупации. Дождались свободной Латвии.
Он писал на обороте фотографии, но на самой лицевой стороне он изображен в армейской форме, высунувшись из окна, рядом с развевающимся латвийским флагом. Эта фотография во многом подарила мне первые впечатления о патриотизме и значимости государства. Мне бы очень хотелось, чтобы эти ощущения остались со мной. Но, к сожалению, этого не произошло. Я вижу, что сейчас происходит: убийство, совершенное Русиньшем, и неспособность государства защитить жертву. Коррупция, которую никак не победить. Родители, готовые защищать тренера по баскетболу, у которого были "отношения" с 14-летней девочкой. И множество другие похожих историй. Я, как в фантастическом фильме, попадаю в совершенно другой мир, где разговор о патриотизме принимает совсем другой оборот.

4 мая 1990 года Верховный Совет Латвийской ССР принял Декларацию "О восстановлении независимости Латвийской Республики". Латвия не обрела, а восстановила свою независимость и тем самым четко выступила против факта оккупации, режима и превосходящей силы, победила ее. Независимость была восстановлена путем правового решения. Но 33 года спустя правовая база, которая должна была обеспечить безопасность жителей, вызывает разочарование. Серьезное разочарование.

Не то чтобы в 1938 году, когда мой дед написал строки о красно-бело-красном флаге, все было прекрасно. Были убийства, была коррупция и, в конце концов, авторитарный режим. Но я не могу отделаться от ощущения, что сама вера в государство была на совершенно другом уровне. Хотелось высунуться из окна и процитировать поэта без всякого лицемерия. Я не хочу морализировать и спрашивать, когда вы в последний раз отправляли близкому человеку сообщение похожего содержания по WhatsApp, потому что очевидно, что времена изменились. Но представить это сложно, и поэтому возникает вопрос: что пошло не так?

Поиск ответов — моя задача и задача всей редакции Delfi. Потому что самое худшее, что может случиться, — это решить, что все плохо и мы ничего не можем с этим поделать. Вместе с вами, дорогие читатели, мы можем. Мы должны задавать вопросы тем, кто несет ответственность, и призывать к ней — что мы и делаем, например, в этой публикации и в программе, которая проливает шокирующий свет на подоплеку убийства, совершенного Русиньшем, и на действия полиции. В мае на Delfi TV, в новостных и аналитических публикациях мы уделим особое внимание президентским выборам. Будем задавать вопросы и исследовать, какие ценности важны для президента и важны ли они для партий, которые выдвигают своих кандидатов на высший пост.

Вернемся к фотографии. Молодой человек, который на ней изображен, находится на обязательной службе. Теперь, много лет спустя, у нас снова будет государственная служба обороны, причем первый призыв состоится этим летом. Причины уже никому не нужно объяснять: это кровавая агрессия России в Украине, которая не дает нам чувствовать себя в безопасности. У молодых людей остается меньше двух недель, чтобы стать добровольцами — это можно сделать до 15 мая. Возможно, это шанс встать под наш красно-бело-красный флаг, который "внушает веру".

Возможность служить есть не у всех. Но почти у каждого есть семейные истории о родственниках, которые пережили потерю этого флага, и только некоторым из них удалось дождаться независимости и его восстановления. Поэтому 4 мая я призываю каждого из вас задуматься о тех близких вам воспоминаниях и ценностях, которые связаны с Латвией и нашей свободой. Я призываю вас подумать: что вы можете сделать для того, чтобы Латвия стала сильнее?