Молодежные банды и алкогольные хроники
Криминальная история Ильгюциемса и Дзирциемса
КРИМИНАЛЬНАЯ РИГА. ЛЕВЫЙ БЕРЕГ
Диана Чучкова
Автор проекта
Ольга Петрова
Автор проекта
Глядя на многоэтажки Ильгюциемса, легко предположить, что это современный спальный район. На самом деле первые поселения появились здесь в XIII веке. Район веками обживали рыбаки и рабочие многочисленных заводов и мануфактур Пардаугавы. Delfi рассказывает криминальную историю Ильгюциемса: в ней немало страшных и драматичных эпизодов.
Активная и очень плотная застройка началась здесь во времена Никиты Хрущева. В 1950-х годах левобережье было промышленным районом, и тысячам рабочих требовалось современное жилье. В 1970-х здесь давали квартиры специалистами, попавшим в Ригу по распределению. Район быстро рос, но громких криминальных историй в те времена было не так много. Особняком, пожалуй, стоит убийство гроссмейстера по стоклеточным шашкам Андриса Андрейко: в 1975 году его убили семнадцатью ударами утюга. Грабители позарились на дорогие и дефицитные в ту пору вещи: магнитофон, пластинки и т.д.
"Криминальная Рига"
Проект Delfi, в котором мы рассказываем о криминальной истории рижских районов. На основе архивных материалов и статистики, при помощи бывших и действующих сотрудников полиции и милиции мы рисуем карту столицы Латвии. От Пурвциемса до Иманты, от Кенгарагса до Болдераи: как там было с преступностью в прошлом? Безопасно ли сегодня? Это вторая часть проекта, первая здесь:
Ильгюциемс — самый густонаселенный район Пардаугавы. По плотности населения он почти совпадает с Кенгарагсом или Центром, а по количеству жителей — с Вецмилгрависом. В 2021 году население Ильгюциемса составляло 21 399 человек , площадь района — 244,2 га. По соседству расположен Дзирциемс, где на той же площади (244,4 га) живет вдвое меньше населения — 11 109 человек.
Ильгюциемс
В Ильгюциемсе с 1950-х годов действовал аэропорт “Спилве”: в советское время самолеты отсюда летали в крупные города СССР, а в ресторан, работавший в здании аэропорта, выстраивались очереди. Аэропорт работал до середины 1980-х годов, пока все рейсы не перевели в новый аэропорт “Рига”. Здесь же, на улице Твайконю, расположена и единственная в Латвии женская тюрьма.
Случайный выстрел в академии
9 мая 1994 года. Студент и земессарг Марис И. в аудитории Медицинской академии по неосторожности выстрелил в свою 19-летнюю однокурсницу. Пуля попала девушке в голову. Пострадавшую доставили в реанимацию, но спасти ее жизнь не удалось. Студент работал в охранной фирме Apsardze Life, которую возглавлял американец латышского происхождения Хербертс Линде. Он успел поработать советником и в Земессардзе, и в Министерстве обороны. Позже Линде задержали за незаконное хранение большого количества оружия. Ему удалось избежать ответственности благодаря ходатайствам депутатов Сейма. Марис И. был признан виновным и осужден.
Спокойная жизнь района закончилась в начале девяностых. Здесь взрывали бизнесменов (причем взрывчатку, как в случае покушения на президента фирмы “Марк” в 1992 году, могли забросить в окно квартиры). В 1995 году взрывное устройство сработало в лифте многоэтажки: погиб президент компании Lat-West-East Сергей Генералов. В 2005 году на улице Спилвес в квартире взорвался тротил, тогда тяжело пострадали два человека.
Сразу же после убийства Сергея Генералова полиция по свидетельствам соседей составила фоторобот одного из предполагаемых убийц. Фото из архива Госполиции
В сентябре 2000 года на ул. Дзирциема, под автомобилем Mercedes Benz 300 полиция обнаружила взрывное устройство: около 400 тротила с дистанционным управлением. Машина была припаркована между жилым домом и круглосуточным кафе. К работе по нейтрализации взрывчатки привлекли саперов спецподразделения Omega.
В 1999 году молодежная банда пыталась взорвать 54-ю среднюю школу на улице Балта. Следствие установило, что эти же преступники в течение года убили главу Рижского управления ветеринарной службы Артура Фокина, а также Владислава Левина — сына заместителя начальника Бюро по борьбе с организованной преступностью и коррупцией Всеволода Левина.
Убит бывший сотрудник КГБ
25 августа 1995 года. В лифте многоэтажки по улице Дзирциема, 69, при помощи радиоуправляемой взрывчатки был убит бывший сотрудник КГБ, 36-летний вице-президент фирмы Lat-West-East Сергей Генералов. Бизнесмен, занимавшийся транзитом нефтепродуктов, получил несовместимые с жизнью ранения и позже скончался в машине скорой. Полиция связала это убийство с организованной преступностью.
В 2011 году в течение трех месяцев полиция раскрыла еще две молодежные банды. В январе была задержана банда, которая называла себя "Пардаугавской преступной группировкой" (не путать с известными в 1990-х представителями организованной преступности). “Группировка” грабила не только у себя в районе, но и в соседней Иманте. Три месяца спустя полиция "взяла" еще одну банду, в которую входили подростки из неблагополучных семей. Нападали они тоже только на детей и подростков. Были в Ильгюциемсе и преступления на фоне расовой ненависти: местные скинхеды неоднократно нападали на студентов из Индии и Шри-Ланки.
В разное время грабители не стеснялись нападать на филиалы банков, ломбарды, аптеки, игровые залы и даже кассу Института стоматологии. Магазин на улице Лидоню в течение небольшого промежутка времени грабили несколько раз подряд. В промзоне полиция неоднократно накрывала склады нелегальных и контрафактных товаров.
Командор Рижского яхт-клуба Эгонс Стиегилис
Резонансные преступления здесь тоже были — достаточно вспомнить убийство командора Рижского яхт-клуба Эгона Стиегилиса на улице Буллю; расправу над имевшим связи с преступным миром Сергеем М. по кличке "Заяц"; убийство в районе улиц Буллю и Дзегужу совладельца предприятия по производству алкоголя ООО Mantija Сергея Левинока. До сих пор не утихают споры вокруг убийства на улице Буллю студентки Элины Пупини, за которое судили ее друга-юриста Яниса Гайгалса. Здесь орудовал и "Рижский душитель" Каспарс Петров, на счету которого десятки убийств рижских пенсионерок. С одной из своих жертв — 81-летней Юзефой К. с улицы Дзирциема — он расправился в октябре 2002 года.
Декабрь 1996 года. В квартире на ул. Лидоню обнаружены тела сестер 1923 и 1926 г.р. со следами насильственной смерти. По подозрению в убийстве пенсионерок полиция задержала сына одной из жертв — Хенриха П. Кадр из архива Госполиции.
Внимание!
Публикация содержит изображения сцен жестокости, которые могут шокировать читателей
Публикация содержит изображения сцен жестокости, которые могут шокировать читателей
смотреть видео
Пульсирующие "точки" и "темные изнасилования"
Лена Кейне-Каштальяна знает Ильгюциемс и окрестности как свои пять пальцев: в свое время она возглавляла отдел Криминальной полиции Курземского участка Риги. Она давно оставила службу в полиции, но и сегодня может часами рассказывать о районе и его обитателях.
"Ильгюциемс всегда славился своими алкоточками. Где достать нелегальный алкоголь? В Ильгюциемсе. Вообще без проблем, — вспоминает Кейне-Каштальяна. — Магазины, где спиртное после 22.00 продают — это "административка", неинтересно. Интересно "точку" взять. Помню, когда привоз — сидишь ночами и ждешь. Привезли. Человек сходил, сделал контрольную закупку — оказалось, привезли мало. Значит, ждем следующий привоз".
Одинаковые пятиэтажки жилмассива улицы Гривас были известны не только алкогольными, но и наркоточками. Где наркотики, там и ограбления, говорит Кейне-Каштальяна: "Нужны деньги на дозу — где взять? Идет бабулька — надо грабануть, идет подросток с телефоном — надо отобрать. Там, где наркотики — там и все остальные преступления". В этом же жилмассиве, на улице Вайделотес, несколько лет назад работал ночной клуб Clubnika, который пользовался не самой лучшей славой. В 2017 году заведение попало в уголовную хронику после того, как рядом с ним избили молодого парня. Неделю спустя он скончался от побоев.
Одинаковые пятиэтажки жилмассива улицы Гривас были известны не только алкогольными, но и наркоточками. Где наркотики, там и ограбления, говорит Кейне-Каштальяна: "Нужны деньги на дозу — где взять? Идет бабулька — надо грабануть, идет подросток с телефоном — надо отобрать. Там, где наркотики — там и все остальные преступления". В этом же жилмассиве, на улице Вайделотес, несколько лет назад работал ночной клуб Clubnika, который пользовался не самой лучшей славой. В 2017 году заведение попало в уголовную хронику после того, как рядом с ним избили молодого парня. Неделю спустя он скончался от побоев.
Героин, амфетамин, метамфетамин... Некоторые наркоточки в Ильгюциемсе напоминали "супермаркеты" с широким выбором. Фото: архив Госполиции
Жестокая банда из Ильгюциемса
Следствие установило, что Владислава убили во время попытки ограбления. К преступлению оказались причастны бывшая подруга убитого студента, которая, как признал суд, и предложила ограбить квартиру Левина, а также ее приятель Василий Б. Расследуя это убийство, полиция раскрыла и убийство Артура Фокина. Кроме Виктории и Василия в банду входили Руслан М., Вилис С., Сергей К. и Владимир К. На счету банды было два взрыва (один — возле 54- средней школы), три ограбления, четыре квартирных кражи, случай нанесения тяжких телесных повреждений на улице Илукстес и попытка убийства хозяина квартиры на улице Маза Нометню. В марте 2004 года один из преступников получил пожизненный срок, остальные были приговорены к тюремному заключению от 7 до 20 лет.
Внимание!
Публикация содержит изображения сцен жестокости, которые могут шокировать читателей
Публикация содержит изображения сцен жестокости, которые могут шокировать читателей
смотреть видео
Февраль 2000 года. Молодежная банда в течение года совершила два резонансных убийства. Сначала возле подъезда своего дома на улице Балта был убит начальник ветеринарного управления Риги 30-летний Артур Фокин. Год спустя, 26 февраля 2001 года, на улице Дзирциема возле дверей собственной квартиры был застрелен 20-летний студент юридического факультета Высшей школы социальных технологий Владислав Левин. Он был сыном заместителя начальника Бюро по борьбе с организованной преступностью и коррупцией Всеволода Левина. Студент был ранен двумя выстрелами и скончался по дороге в больницу.
Бывали в Ильгюциемсе и "темные" изнасилования: нападения, которые не могли раскрыть годами. Одно таких преступлений произошло в так называемом "Собачьем парке" (парк Нордекю — прим. Ред.) в Пардаугаве. Бывший заместитель начальника Управления по борьбе с организованной преступностью Евгений Шабанов, расследовавший в 80-е годы преступления на сексуальной почве, вспоминает, что на 22-летнюю женщину, которая шла через парк вечером, набросилась группа молодых парней. Жертву повалили на землю, закрыли рот, издевались и насиловали по очереди. На расследование были брошены большие силы: перетрясли весь район, опросили десятки человек, но отыскать преступников не удалось.
Лет через пять появилась информация, что в тюрьме один из заключенных рассказывал сокамерникам, как он в группе изнасиловал молодую женщину. В тюрьму приехали оперативники, которые его "раскололи"— он рассказал, от кого самом деле слышал подробности сексуальных издевательств. Так удалось выйти на первого подозреваемого. Он написал явку с повинной.
Дальше возникли проблемы с опознанием: жертва уже просто не помнила лиц своих обидчиков. Лишь благодаря следователю опознание провели таким образом, что сначала насильник опознал свою жертву, а потом, когда они встретились глазами, женщина смогла понять, что это был именно он. Затем задержали и остальных.
Карта преступлений:
Ильгюциемс (1991-2023 год)
Тихий район с украинским акцентом
Атис Чакарнис возглавил Курземский участок Госполиции три года назад. Он уверен, что за последние годы криминогенная ситуация и в Ильгюциемсе, и в других микрорайонах Курземского участка существенно улучшилась: "Я работал здесь с 2004 по 2006 год, а во второй раз меня сюда направили в ноябре 2020-го. В плане преступности это день и ночь. Раньше были пьяные разборки, поножовщина, кражи, драки, разбои, сейчас такого рода преступность уменьшилась на 90%. Есть, конечно, кражи, но они не серийные и не повальные".
Убийство Сергей Левинка
11 сентября 2007 года. В районе улиц Буллю и Дзегужу застрелен предприниматель Сергей Левинок — совладелец и член правления предприятия по производству алкоголя ООО Mantija. От полученных ранений бизнесмен скончался в машине скорой помощи. C 1996 года фирма работала на территории бывшей Ильгюциемской пивоварни, где производила водку, бренди, наливки и другие спиртные напитки. В июне 2008 года по подозрению в убийстве в Пардаугаве был задержан ранее судимый мужчина, которого полиция связывала с организованной преступностью. В 2009 году он был признан виновным и осужден на 17 лет лишения свободы.
Чакарнис вспоминает, что раньше полиция задерживала очень много групп, которые специализировались на кражах со взломом: из квартир или магазинов. Сейчас их фактически нет — преступный мир перешел в интернет, говорит собеседник. По его словам, на общем благополучном фоне растет количество случаев мошенничества. Если в 2015 году было зафиксировано 50 случаев мошенничества, то в 2021 году — уже 174.
Впрочем, перейти в интернет смогли не все. Кто-то подсел на наркотики, кто-то умер, многие уехали за рубеж и нашли «работу» там, а кто-то смог устроиться официально. "Перед кризисом в 2008 году уровень преступности сильно упал. В Латвии был бум строительства: каждый, кто имел две руки, две ноги и мало-мальски соображал, мог пойти на стройку и заработать там ту же тысячу евро. Многие тогда говорили, что смысла воровать больше нет. Но кризис внес коррективы: уровень преступности снова стал расти", — рассказывает Атис Чакарнис.
В 2022 году после начала войны в Украине в Ильгюциемсе начали селиться украинские беженцы. "Они у нас по гостиницам жили, на нашей территории таких гостиниц четыре. Было пару раз вызовов, когда скандалы между самими украинцами случались, но каких-то серьезных проблем они не доставляют. Один раз в Ильгюциемсе на улице сорвали и сожгли украинский флаг. Виновный найден и задержан, ведется следствие. Это единичный случай", — рапортует Чакарнис. Впрочем, сразу после начала войны на стенах и машинах в районе появилось множество букв Z. Сейчас этих хулиганских выходок почти нет, а сами украинские беженцы серьезных проблем не приносят.
В социальных домах зачастую живет не очень законопослушный контингент. Обычно там происходит бытовые конфликты: пьют, скандалят, могут мебель сломать, но до поножовщины или убийств дело чаще всего не доходит. Впрочем, проблемы полиции доставляет общежитие на улице Стурес, 2. Здесь случаются и драки, и поножовщина, и пьяные дебоши. В целом же на обслуживаемой Курземским участком территории проживает 25-30 семей, куда полиция регулярно приезжает на пьяные конфликты.
"Если в семье есть малолетние или несовершеннолетние дети, мы сразу сообщаем об этом в социальную службу и Сиротский суд. Однако законодательно у нас сильно связаны руки: мы можем превентивно работать, изымать детей, но отправить человека лечиться от алкоголизма, к сожалению, не можем — это дело добровольное".
foto: shutterstock
Уличная преступность и нехватка кадров
По статистике, за весь прошлый год на территории Курземского участка зафиксировано 23 разбойных нападения, это классическая уличная преступность. Здесь явно стало гораздо безопаснее: например, в 2015 году таких нападений было 78. По словам Атиса Чакарниса, помогло активное патрулирование и появление видеокамер на улицах. "Очень много установлено муниципальных камер, владельцы частных домов устанавливают, учреждения. Это действительно очень помогает и в раскрытии преступлений, и в превентивной работе", — отметил он.
"Со временем и район, и контингент очень поменялись. Нет таких матерых преступников, как в 1990-х или в начале 2000-х. В то время было много типажей, у которых, как говорится, "сила есть, ума не надо". Но гораздо интереснее было работать с зэками советской закалки. Вот они были очень умные, начитанные. Я тогда еще совсем молодой был, опером работал и хорошо помню тот азарт, когда сидит перед тобой такой товарищ и говорит: "Докажешь — признаюсь". Современное общество тоже очень поменялось — все очень хорошо знают свои права, но забывают об обязанностях", — резюмирует Чакарнис.
Главная проблема начальника участка полиции "Курземе" — острая нехватка кадров. "У меня некомплект сейчас 38-40%. На остальных нагрузка растет. Сейчас у меня 19 следователей, у которых 12 500 дел. Да, активных дел примерно пять с половиной тысяч, остальные приостановлены, но не закрыты. И по каждому делу надо что-то делать. Их нельзя забросить в сейф, лет через 10 лет достать, смахнуть пыль и закрыть за сроком давности", — говорит Чакарнис.
Как пандемия и война влияют на преступность
Два года пандемии Covid-19 привели к тому, что преступлений в Риге стало меньше: свою роль сыграли ограничения как внутри страны, так и на внешних границах. Пошли на спад угоны, сократилась уличная преступность, но стало больше попыток мошенничества или преступлений в виртуальной среде. Во второй половине 2022-го и начале 2023-го года общество вернулось к привычному ритму жизни, и на это наложились экономические трудности, связанные с войной в Украине и высокой инфляцией. Госполиция отмечает, что стало больше квартирных краж и грабежей на улицах, а также краж топлива с бензоколонок. Количество тяжких преступлений пока не растет.
Если бы часть обязанностей взяла на себя полиция самоуправления, это сильно упростило бы работу. "Например, все случаи с незначительными телесными (например, муж ударил жену) они сразу переправляют к нам. Оформлять наркозависимых в состоянии опьянения они тоже не могут. Да, у нас очень хорошее сотрудничество с Рижской полицией самоуправления, особенно во время пандемии. Мы разделили ресурсы и хорошо отработали. Но законодательство не позволяет им взять часть работы", — утверждает Чакарнис.
Молодые работники, по его словам, часто не выдерживают больше года: очень большая нагрузка. "Я когда пришел в полицию — деньги платили, и слава богу. Сейчас все-таки больше за зарплату, это понятно и логично. Но то, что ликвидировали Академию полиции, с каждым годом все больше дает о себе знать. Очень мало осталось людей, которые могут передать накопленный опыт", — подводит итог Атис Чакарнис.
Фото: Архив Госполиции