В течение последних нескольких лет Рижская дума уже провела реставрацию ряда значимых с культурно-исторической точки зрения объектов. Перечислить их может каждый рижанин: вечерами празднично светится 2-я гимназия, что в начале улицы Валдемара, отреставрирована и 1-я музыкальная школа им. Я. Медыня на бульваре Кронвальда, 8 — там, где была мореходка. Реставрированы исторические фасады 1-й гимназии и 40-й средней школы.
Ну и, конечно, с каждым днем хорошеет Рижский русский театр, который уже начал продавать билеты на спектакли в своем старом новом доме на улице Калькю. Но, конечно, в историческом центре города, признанном мировой культурной ценностью, еще осталось множество домов с обшарпанными фасадами и трухлявыми балконами.
…В Рижской центральной основной художественно-ремесленной школе на бульваре Аспазияс, 34, посетителей из думы ждали с надеждой.
Построенная в 1886 (!) году немецкая художественная школа стала колыбелью латышского изобразительного искусства. Здесь учились Янис Розенталс, Эдуард Смилгис. Весь XX век в здание ничего не вкладывали — только обещали. И вот два года назад здание перешло самоуправлению от Госагентства недвижимости, которое за 12 лет не вложило в благоустройство дома ни сантима.
Окна надо реставрировать (потому что историческое здание, а это в пять раз дороже, чем просто заменить) — это раз, классы, туалеты — два, электропроводку — три…
Директор Айя Нейланде с напряжением ждет решения.
- Будем ремонтировать! — подводит черту Нил Ушаков.
Далее приходит очередь основной школы "Ридзе", которая размещается сейчас в бывшей 17-й средней школе на улице Валдемара, 2, потом Народной художественной школы на Скринду, 1, в районе Абренес.
Картина везде схожая — "породистые" старинные здания, в которых зимой не холодно, а летом не жарко, с витражами и романтическими закругленными сверху окнами эксплуатируются давно, притом что ничего в них не вкладывается.
- Раз в сто лет нужно же что-то ремонтировать, — шутит кто-то.
- Впервые за все время деятельности столичного самоуправления крупные инвестиции планируются не на год, а до конца созыва, — рассказал "Часу" Андрис Америкс. — Это позволяет действовать более эффективно и доводить начатое до конца.
Строительство — дело долгое, и поэтому руководство думы решило загодя запланировать работы на следующий год. Такой системный подход стал визитной карточкой работы нынешнего созыва, помогающий сдавать объекты даже при таком, как сейчас, напряженном бюджете.