Выяснилось, что на словах страны гораздо более едины, чем на деле. Особенно это заметно в сфере экономики, где идеи балтийского единства нивелируют конкуренция и различные интересы. Балтийские страны были готовы "вырвать друг другу волосы" в ходе яичных, молочных, салаковых и других войн. Разногласия были заметны и на пути стран Балтии в НАТО и ЕС.
Газета отмечает, что большим испытанием для балтийского единства станет проект терминала сжиженного газа, крайне важный для развития экономики региона. Каждая страна пытается привлечь проект на свою территорию, при этом Латвия постоянно упоминает балтийское единство.
Во время Атмоды общей целью стран Балтии было создание единого рынка, тесное сотрудничество в энергетике и приватизации, а также других вопросах. По словам литовского политика Казимеры Прунскене, было создано около 20 рабочих групп, подписаны договоры о сотрудничестве.
В 1991 году Латвии, Литве и Эстонии удалось одновременно повысить цены, чтобы товары соответствовали их реальной стоимости. Остальные идеи остались на бумаге: в Литве сменилось правительство, и новая власть заявила, что страна пойдет своим путем. Тема единого рынка снова актуализировалась в середине 1990-х годов, но и на этот раз идея осталась на бумаге. "До этого мы не дошли, поскольку выдвинули цель вступить в общий, Европейский, союз", - отмечает Гунтарс Крастс, в то время - министр экономики, а также премьер-министр Латвии.
Договор о свободной торговле облегчил сотрудничество, но всех проблем не решил. Стараясь защитить внутренний рынок, страны Балтии всеми способами пытались обойти договор, и в результате начинались торговые войны. Латвия, в частности, неоднократно конфликтовала с соседями, пытаясь защитить собственное свиноводство с помощью ограничения импорта.
Спор по поводу морской границы между Латвией и Литвой до сих пор не разрешен, отмечает газета. Литва ратфицировала договор еще 10 лет назад, тогда как Латвия этого делать не спешит - соглашение предполагает, что Литва получит территории, где, возможно, имеются большие запасы нефти. Был территориальный спор и с Эстонией, который привел к "салаковым войнам" - соглашение, на которое пошло правительство Латвии, привело к тому, что латвийские рыбаки получили меньше возможностей для лова рыбы в Рижском заливе.
Газета отмечает и стремление Эстонии вступить в ЕС как можно скорее. "Когда эстонцы попали в первую группу, они были готовы провести черту и сказать: с этими у нас нет никаких дел", - иронизирует преподаватель экономики Латвийского Университета Виестурс Карнупс. С другой стороны, по словам Крастса, Эстония объективно была наиболее готова ко вступлению в ЕС, а Латвия - наименее. Поэтому эстонцы стали "локомотивами" региона. В НАТО, между тем, первыми хотели вступить литовцы.
Diena пишет, что, несмотря на конкуренцию, есть и отрасли, где Балтии придется искать общий язык - это оборона, энергетика и транспорт.