За последние девять лет "зеленые крестьяне" ни разу не были в оппозиции, при этом их общий вес в сфере государственного управления и бизнеса неуклонно растет.
Нынешняя практика политических партий показывает, что смена баланса сил и на этот раз не обойдется без "чистки" чиновников. Мартыньш Розе и Райтис Туканс в правлении акционеров Lattelecom, Мартыньш Юргенс — в Pasažieru vilciens, Эдвинс Берзиньш — в Latvijas Dzelzceļs, Иво Луцис — в Latvijas Pasts, Карлис Болдишевиц — в Latvijas Valsts meži, Ольга Петерсоне — в Valsts sociālās apdrošināšanas aģentūrа (VSAA), Арнс Лухсе — в Rīgas lidostа, это все видные люди, которые прямо или косвенно связаны с СЗК.
Следует отметить, что не все должности были связаны с властью или могут влиять на принятие решений. На простые рабочие места политики СЗК принимали и своих родственников.
Представитель правления "зеленых крестьян" и член правления трех портов Виестурс Силениекс, который в прошлом году только в Управлении Рижского свободного порта заработал более 33 000 латов, признает — оппозиционная политическая сила тоже может быть хорошим вызовом. Быстро прояснится, кто есть кто в партии, кто вошел в нее для своих личных целей, а кто останется ей верным в будущем. Кстати, через VSAA "зеленые" пытались влиять на процессы в Latvijas Kuģniecībа (LK), так как именно это агентство владеет 10% акций LК.
Социолог и директор Latvijas Fakti Айгарс Фрейманис полагает, что, основываясь на предыдущем опыте, часть людей из партии на улице точно не останутся, особенно значимые. "Теперь им надо найти какое-нибудь тихое место. Кроме того, замечено, что уйдя в оппозицию, те люди не потеряются", — добавил Фрейманис.
Как сообщалось, на недавних выборах в Сейм Латвии "Центр согласия" получил 31 мандат, Партия реформ Затлерса — 22, "Единство" — 20, нацобъединение VL-TБ/ДННЛ — 14, а Союз "зеленых" и крестьян — 13.