5 марта Административный районный суд принял заявление политолога, члена этической комиссии партии "Единство" Гатиса Пуриньша, который оспаривает решение Центральной избирательной комиссии (ЦИК) не называть имена депутатов, подписавшихся осенью прошлого года за референдум о присвоении русскому языку статуса второго государственного, пишет агентство LETA.
Как сообщили в суде, заявление принято, возбуждено дело, и до 5 апреля ЦИК должна предоставить объяснения и документы.
Как пояснил Пуриньш, инициирование поправок к Конституции — это законодательный процесс, который должен быть прозрачным. Народу следует знать, какие законодательные инициативы выдвигают его представители.
Как уже ранее писал портал DELFI, Центральная избирательная комиссия отказалась удовлетворить просьбу Комиссии Сейма по этике, мандатам и заявлениям, которая просила опубликовать имена парламентариев, подписавшихся за референдум о втором государственном языке.
Как пояснил глава ЦИК Арнис Цимдарс, в ходе консультаций специалисты по правам человека заявили, что Сейм должен искать другие возможности, как убедиться, что депутаты соблюдают присягу.
ЦИК не имеет права публиковать личные данные подписавшихся, так как закон обязывает обеспечить защиту информации такого рода. К тому же, депутаты Сейма, как и другие граждане, имеют право сохранить свой выбор в тайне.
Ранее Комиссия Сейма по мандатам, этике и заявлениям обратилась в ЦИК с просьбой выяснить имена всех депутатов, которые подписались за поправки к Сатверсме о втором государственном языке.
С предложением установить имена всех "несознательных" парламентариев выступил Райвис Дзинтарс (VL-ТБ/ДННЛ). По его словам, подписавшись за второй госязык, депутат Сейма нарушил присягу, и общество имеет право об этом знать. Его поддержала Янина Курсите-Пакуле ("Единство"), которая заявила, что раз уж комиссия наказала Николая Кабанова (ЦС), то справедливость требует выяснить имена всех нарушителей клятвы.
Ранее комиссия по этике признала, что депутат Сейма Николай Кабанов нарушил принципы этики, подписавшись в поддержку введения в Латвии второго государственного языка. Комиссия посчитала, что Кабанов нарушил депутатскую присягу, и решила в данном случае применить самое строгое наказание, предусмотренное регламентом. Кабанову высказано письменное предупреждение.
Между тем Кабанов считает, что не нарушал присягу. Он лишь выразил гражданскую позицию и воспользовался правом, гарантированным 28-й статьей Конституции, где сказано, что депутата нельзя наказывать за публичное выражение взглядов. "Еще раз подчеркиваю, что я прямо не подписывался за государственный статус для русского языка. Я выступал за то, чтобы люди могли реализовать это демократическое мероприятие", — сказал он.