Одновременно с тем, как БЗС обнародовал информацию, приглашение ознакомиться с "неким" письмом из бюро получил депутат Сейма Андрей Элксниньш ("Центр согласия").
"С сожалением должен признать, что службы безопасности в нашей стране уже в течение долгого времени выполняют заказ правящих политических сил, поэтому меня не удивит, если БЗС примет решение, которым закроет мне доступ к государственной тайне. Странно то, что для того, чтобы просто сообщить мне о каком-либо продвижении дела, бюро потребовались целых пять месяцев", — указывает порталу Delfi Элксниньш.
Депутат планирует ознакомиться с содержанием письма 7 июня, после чего сможет комментировать его по существу. "Учитывая мои инициативы, направленные на то, чтобы навести порядок в работе учреждений безопасности, и то, какое беспокойство они вызвали среди представителей правящей коалиции, я был бы удивлен, если бы не были созданы барьеры для получения мной допуска", — отмечает депутат.
Ранее Элксниньш указывал, что в демократическом государстве спецслужбы не могут обладать неограниченной властью и определять круг лиц, которые реализуют парламентский надзор над деятельностью самих же спецслужб — такое регулирование абсурдно. Критерии, которые содержатся в законе и по которым службы принимают решения о запрете доступа к государственной тайне, — субъективны и тенденциозны. Они допускают возможность поставить под сомнение надежность и способность хранить государственную тайну человека, который не совершил никаких нарушений.
Напомним, что ранее доступ к работе с секретными документами не был выдан Янису Урбановичу и Сергею Мирскому (оба — ЦС). Оба депутата в предыдущем парламенте имели соответствующее разрешение БЗС.
Допуск к государственной тайне запрашивали 50 депутатов. 44 из них разрешение получили, троим было отказано. В данный момент продолжается проверка еще трех политиков. Допуск требуется парламентариям, которые работают в комиссиях, связанных с вопросами государственной безопасности.
Согласно законодательству, в доступе к секретной информации можно отказать, если податель заявления был или является агентом, резидентом, держателем оперативной квартиры или сотрудником структур безопасности СССР, Латвийской ССР или иностранного государства.