Требование еврейской общины вернуть довоенную собственность — это проявление алчности и бесстыдства отдельных людей, считает адвокат, соавтор законодательства в сфере денационализации Андрис Грутупс.
"У нас в Латвии был один из самых радикальных законов о денационализации. Могу с уверенностью сказать, что 90% еврейской собственности было возвращено, несмотря на то, что эти люди и их наследники уже давно уехали из Латвии… Если бы у нас не было такого закона, евреи вообще ничего не получили бы", — заявил Грутупс агентству LETA.
Грутупс напомнил, что ранее в Латвии также действовал закон о возврате имущества общественных организаций. Там не было серьезных ограничений, но был установлен конкретный срок. "Поэтому сейчас совершенно неуместны ссылки, что им нужны синагоги или что-то еще. Что им тогда мешало? Тогда не нужно было. Теперь, когда все приведено в порядок, когда вложены средства, вдруг понадобилось", — сказал он.
"Ни в одной стране мира реформа не продолжается 20 лет… Во-вторых, у нас уже 150 лет в силе закон, что в случае, если нет наследников, имущество отходит государству. Почему мы должны отступать от 150-летней традиции и делать исключение для евреев? Единственный, для кого в Латвии может быть исключение, это латышская нация, ведь это государство латышской нации", — отметил Грутупс.
"Одна община претендует на собственность, у которой нет владельцев. Но у нас, на территории Балтии, такой традиции и таких законов никогда не было", — добавил адвокат.
Напомним, что в среду министр юстиции Гайдис Берзиньш (VL-ТБ/ДННЛ) подал в отставку, заявив, что не намерен терпеть давление премьера Валдиса Домбровскиса ("Единство") в вопросе возврата еврейской собственности. Берзиньш также считает, что община могла вернуть интересующие ее объекты в процессе денационализации.