В августе этого года Вие Артмане исполнилось бы 83 года. Но и этот день ее рождения не ознаменуется установкой памятника, о котором говорят все последние годы после ее смерти. В Риге есть несколько мест, предложенных для монумента выдающейся актрисе, и художники, готовые выполнить эту работу, но нет денег. А образ выдающейся актрисы тем временем все больше стирается в людской памяти.
Как отмечает Первый Балтийский канал, мимо могилы Вии Артмане на Покровском кладбище не пройти. Гранитные надгробие и крест у самого края дорожки. Всегда живые цветы. Не помпезные и дорогие, которыми провожали ее в последний путь, а простые, полевые. Да и королева театральной сцены и экрана родилась обычной крестьянской девчонкой. Сделала головокружительную, как сейчас бы сказали, актерскую карьеру и даже была истинным, опять же говоря современным языком, латвийским секс-символом. Но спустя всего-то неполных 4 года после ее смерти Вию Артмане вспоминают с трудом.
Вот скандалы, как ни странно, запоминаются хорошо. Это и уход Артмане из театра, когда для звезды сцены не стало ролей, и когда актриса осталась фактически без крова, оказавшись в денационализированном доме. Но жаловаться на жизнь Вия Артмане не умела и не хотела. А вот память о ней даже после смерти актрисы продолжает выдерживать испытания. Все эти годы родственники Артмане говорят о памятнике.
Этой идеей увлекся и известный латвийский скульптор Граир Аветян. А у столичных властей на примете вроде есть даже места для установки монумента.
Была идея установить памятник Вие Артмане в центре Риги. Так сказать, на перепутье двух дорог. С одной стороны, улица Бривибас, ведущая к театру "Дайлес", где играла актриса, а с другой — Христорождественский храм, откуда ее провожали в последний путь. А есть еще идея установить памятник в Задвинье. Напротив Музея театра. И вообще сделать здесь аллею звезд — памятников именитым латышским актерам.
Но на все нужны деньги. У семьи Вии Артмане своих средств на памятник, по их подсчетам, — около 30 000 латов — нет. К этому проекту готовы были подключиться и меценаты, но дело пока осталось на словах. Государство, конечно же, могло бы, наконец, отдать дань памяти выдающейся актрисе. Она-то как раз и была достоянием, пусть и не независимой еще, но республики.
"В этом году мы как раз заканчиваем разработку новой стратегии государственного культурного капитала. И один из его разделов — это национальный заказ. Национальный заказ означает поддержку государственно важных людей и значимых событий. К примеру, Вия Артмане. Согласно этой программе, можно будет подавать проекты, чтобы почтить великих людей. И, конечно же, Вия Артмане — наш великий человек", — пояснила министр культуры Латвии Жанете Яунземе-Гренде.