Предоставление гражданства Латвии всем жителям страны в начале 1990-х годов могло сыграть решающую роль как для независимости страны, так и для ее геополитической ориентации. Сегодня ситуация коренным образом не изменилась, заявил в интервью Latvijas Avīze один из авторов Закона о гражданстве, в свое время — кандидат на пост президента Латвии Айвар Эндзиньш.
В начале 1990-х годов автоматическое предоставление гражданства всем жителям страны создавало угрозу для существования национального государства, отметил Эндзиньш. "Критическая масса приехавших в советские годы жителей была слишком большой, чтобы сразу всем дать политические права. Еще один существенный аргумент — декларация от 4 мая 1990 года устанавливала преемственность государства, которая должна была отражаться и в правовых актах. Это никакая не "вторая республика". Не зря решение Верховного Совета устанавливало, что общность граждан Латвийской Республики продолжала существовать согласно "Закону о подданстве" ЛР от 1919 года, а декрет 1940 года, согласно которому гражданам Латвии, Литвы и Эстонии присваивалось гражданство СССР, был отменен. В тот раз действительно был принят "нулевой" вариант, поскольку ни у кого не спрашивали, хочет он советское гражданство или нет", — заявил юрист.
Сейчас, по словам Эндзиньша, при помощи референдума пытаются навязать гражданство, хотя многие неграждане, возможно, и не хотят его получать. "Как известно, у неграждан есть некоторые привилегии, которых нет у граждан Латвии. Например — возможность бесплатно ездить в Россию", — отметил он.
Сегодня, полагает Эндзиньш, ситуация для коренной нации улучшилась, но эти изменения нельзя назвать уверенными и невозвратными. "Латыши уверенно доминируют только на сельских территориях или в небольших городах. В больших городах — Риге, Даугавпилсе, Резекне, частично в Лиепае — доминируют так называемые русскоязычные, политические настроения которых резко отличаются. Это может угрожать политической стабильности в стране. Похожие черты мы можем видеть, например, на Украине. Если бы в Латвии гражданство получили все, то большой вопрос, были бы мы сейчас в ЕС и НАТО или же находились бы в сфере влияния России. Достаточно ли мы удалились от нее? Думаю, что нет", — заявил Эндзиньш.