Почти никто из политических активистов маргинального толка в большую политику не попал — там надежно обосновались бывшие коммунистические функционеры, влиятельные предприниматели и активисты, способные придать своим взглядам более-менее приемлемую форму. Куда же делись знаменитые маргиналы 1990-х и первой половины 2000-х? Об этом читайте в обзоре портала DELFI.
"Цветочная террористка"
Поступок хрупкой латвийской школьницы Алины Лебедевой взбудоражил в 2001 году весь мир — 8 ноября 16-летняя девушка приехала в Ригу из Даугавпилса, чтобы выразить свой протест против войны в Афганистане. Для этого она купила самые длинные недорогие цветы — "чтобы достать до лица" — и пошла встречать принца Уэльского Чарльза, гостившего в те дни в Риге.
Попытка увенчалась успехом, и наследный принц получил "цветочную пощечину" букетом гвоздик. Отпрыск семейства Виндзоров оказался великодушным и попросил полицию не наказывать школьницу. Через пару дней ее отпустили.
Спустя два года в эфире программы "Большая стирка" Алина вылила жидкое мыло на Андрея Малахова. А 14 декабря 2004 года — в годовщину смерти академика Андрея Сахарова — вместе с группой нацболов Лебедева приняла участие в захвате одного из кабинетов в здании приемной администрации президента РФ в комплексе зданий на Ильинке. Позже выяснилось, кабинет принадлежал главе администрации Владиславу Суркову. Захватчики продержались в кабинете полтора часа, скандируя лозунги вроде "Путин, уйди сам!". За этот перфоманс Алину осудили и заключили в тюрьму на полтора года.
После возвращения в Латвию Алина Лебедева приняла участие в выборах в Европарламент (номер 1 в списке от партии "За Родину!"). Сегодня она работает и живет в Риге. За пять лет, проведенных в столице, Алина получила степень бакалавра педагогики (cпециализация — социальный педагог), собирается продолжить обучение в магистратуре.
"Ни работа в Европарламенте, ни в городской думе меня сейчас особо не интересуют", — так прокомментировала Алина Лебедева порталу Delfi свои планы на будущее. О своем возвращении в активную политику Алина также говорит с неопределенностью: "Я живой человек, поэтому в любой день могу на что-то решиться".
Легендарный деколонизатор-рериховец
Несколько лет назад имя лидера Национального фронта Айвара Гарды не сходило с первых страниц практически всех ведущих изданий. Возможно, после того, как в Сейм вошли представители столь же радикальной Visu Latvijai!, Гарда как-то потерялся на общем фоне. Однако каждый год одного из самых известных латышских ультранационалистов вместе с соратницами по Национальному фронту можно неизменно встретить 16 марта.
Айвар Константинович Гарда издает скандально известную газету "Деоккупация, деколонизация, дебольшевизация" (DDD) уже 10 лет. Гарда владеет издательством Vieda и магазинами Rēriha grāmatnīca. В свое время баллотировался в Сейм от "Латышской партии", стал автором наделавшего шуму школьного конкурса "Путь в Новый Мир, или Истинный национализм и подлинная культура — единственный гарант выживания и развития латышского народа". На основе сочинений юных патриотов позже был выпущен сборник "Никому мы Латвию не отдадим". Гарда также издавал провокационные календари и выступал против сексуальных меньшинств, открыто называя их "дегенератами и вырожденцами".
В 2004 году неизвестные избили Гарду и подожгли его автомобиль. В 2009 году Гарда обвинил Сейм Латвии в дискриминации националистов из своей газеты и потребовал извинений, а также материальную компенсацию в размере 1000 латов. Причиной для такого заявления стал очередной отказ аккредитовать одну из "девушек Гарды" для работы в парламенте. Суд решил вопрос в пользу националиста.
Еще раньше Гарда направил письмо бывшему главе Еврокомиссии Романо Проди, угрожая статьей Уголовного закона за действия, направленные против независимости Латвии. По мнению лидера НФ, Латвия должна была вступить в ЕС без русских оккупантов. В 2010 году Гарда распространил обращение к народу Латвии, в котором объяснил, что 9 мая празднуют день колонизации Латвии, а колонизаторам придется убраться с латышской земли.
Осенью 2011 года Айвар Гарда обратился в суд с требованием возмещения морального ущерба и извинений от Минюста, Генеральной прокуратуры и Полиции безопасности в связи с делом, в рамках которого Гарда и коллектив его газеты обвинялись в разжигании национальной вражды. В рамках этого дела Рижская окружная прокуратура предъявила лидеру НФ и его журналистам обвинения за то, что на страницах издаваемой ими газеты публиковались материалы, в которых отражалось враждебное отношение к евреям и представителям других национальностей, а также русскоязычным, приехавшим в Латвию в период с 1940 по 1941 год. Гарде удалось доказать, что дело против него сфабриковано, а его преследуют из-за политических убеждений. Сенат Верховного суда Гарду оправдал.
От своих убеждений Гарда не отказывается, о чем недавно поведал в интервью своему же изданию: "Состоявшийся недавно референдум по вопросам языка доказал даже нашим слепым государственным мужам, что оккупантов интегрировать невозможно. И единственное правильное решение — это их выдворение. Лучше всего, конечно, было бы, если деколонизация проходила добровольно, на основе договоренности с Россией или другой страной, которая согласилась бы принять русскоязычных колонистов. Однако, если этот сценарий невозможен, то в принудительном законном порядке — при условии принятии закона — их нужно выдворить из Латвии, примерно в таком виде, как это делают при выселении из квартир тех, кто не платит за жилье, воду и отопление. На этом мы должны стоять твердо!"
Латвийский Че Гевара
Товарищ Айо Бенес — самая колоритная и заметная фигура в "уличной политике" Латвии конца 90-х — начале 2000 годов. Уроженец Латгалии с угандийскими корнями, старовер, закончивший музыкальную школу по классу фортепиано, магистр биологии с дипломом Латвийского университета.
В числе акций, в которых "засветился" Бенес — противостояние шествию легионеров 16 марта, участие в пикете против приезда в Ригу президента США Джорджа Буша, пикеты в защиту жильцов, выселяемых из денационализированных домов. В 2004 году году ему были предъявлены обвинения в призывах свергнуть государственную власть при помощи публикации в газете Diena.
Как отмечалось в обвинительном заключении, Бенес явился в АО Diena и передал охраннику две белые листовки формата А4, содержащие призыв латвийских национал-большевиков, которые неоднократно остро высказывались против правящей власти. Обвинение сочло призывом к насилию одну из последних фраз в воззвании: "Давайте укажем место проклятому режиму или просто свернем ему шею". Правда, манифест газета не опубликовала, а против нацбола начали уголовный процесс. Бенес попал в тюрьму, где объявил голодовку.
В 2005 году Бенес приковал себя наручниками к зданию МВД, а тремя годами позже, в 2008 году, он оставил активную политическую жизнь и перебрался в Англию. Сначала он работал там на ферме, а затем, по словам товарищей по партии, устроился на работу лаборантом в один из университетов, продолжая вести активную политическую деятельность. Во время поездки в Уганду, на родину отца, Бенес встретил девушку и создал с ней семью, у них родился сын, которого назвали Святозаром. Другие подробности его личной жизни в интересах самого бывшего нацбола огласке не подлежат.
Портал Delfi в течение недели пытался дозвониться до Айо Бенеса, однако он то был вне зоны, то не отвечал на звонки. В итоге он позвонил сам и попросил ничего о нем не писать, после чего связь прервалась.
"Красный оркестр", Скрипка и берега Сены
Владимир Московцев (подпольный псевдоним Скрипка) играл в латвийской ячейке НБП одну из ведущих партий. Изначально бывший советский диссидент занимался защитой ветеранов в составе организации "Красный оркестр" (КО), но затем КО примкнул к национал-большевикам.
17 ноября 2000 года члены НБП из России — Сергей Соловей, Максим Журкин и Дмитрий Гафаров — захватили башню Святого Петра в Риге. Таким образом НБП выразила свой протест угнетению русского населения Латвии и преследованию ветеранов Великой Отечественной войны. Спустя несколько дней после захвата башни полиция арестовала, по их мнению, одного из организаторов акции — Московцева.
"Я уехал из Латвии почти сразу после освобождения. Считал, что будет ошибкой выставить себя несчастной жертвой в общественном мнении, опять позволив посадить себя в тюрьму по обвинению в краже Пороховой башни или что-то вроде того. Уехал в Россию, там тоже оказался не последним среди врагов того государства. В 2007 году выехал во Францию. Просто бездельничаю. Политикой я вообще никогда не интересовался, но приходилось заниматься. Сейчас не приходится. Единственное, что занимает мое сознание в этом мире — Pussy Riot. Считаю этих девушек краеугольным камнем и главным символом современной борьбы", — заявил Московцев порталу DELFI.
"Большинство проблем этого мира мне чужды или не зависят от меня. Да я практически и не являюсь членом общества. Не от мира сего… Всегда я защищал идеалы, а не интересы. Что-то нематериальное. Но идеалы вышли из обращения, как золотые монеты. Жизнь теряет смысл, если ее не за что отдать. Скучно жить на этом свете, господа! — философствует Московцев. — У меня ничего нет и не будет, но то, что есть у других, — для меня такое же ничто. И меня как-то ничего не беспокоит. Я чувствую себя богатым, потому что сумел отдать больше многих и от большего отказаться. Не забывая о том, что был номинирован на 15-летний срок заключения в совершенно ничтожном месте, я совершенно не думаю, что что-то проиграл, ночуя под мостами Парижа".
"Я не патологический революционер, но и буржуа из меня не получится. Скорее безмятежный обыватель парижских набережных. Похоже, умру так же спокойно. Если и стоило бы о чем-то пожалеть, так только о том, что практически никого не убивал", — делает вывод "Скрипка".
Активистка, педагог, молодая мама
Анастасия Высоцкая принимала участие в ряде громких акций, устраиваемых латвийским отделением Национал-большевистской партии (НБП), а затем и обществом "Победа" (сжигание "Истории Латвии" под окнами президентского дворца Вайры Вике-Фрейберги; участие в живой цепи, перегородившей 16 марта дорогу шествию легионеров, и т.д.). Кроме того, Анастасия входила в Штаб защиты русских школ, а в 2009 году вместе с известной "цветочной террористкой" Алиной Лебедевой баллотировалась на выборы в Европарламент от партии "За Родину". Задерживалась и привлекалась к административной ответственности.
Анастaсия не теряла времени даром, и за эти годы она закончила учебу в Латвийском университете (социальная педагогика). Сейчас она в декретном отпуске по уходу. Но даже маленький ребенок не мешает ей продолжать работу в выбранном ранее направлении: она до сих пор активно помогает Владимиру Линдерману и его партии "За русский язык" ("ЗаРЯ").
Ваше слово, товарищ Маузер
Юного лидера латвийских нацболов Константина Михайлюка знали практически все рижане, которые принимали участие в пикетах и митингах в конце 1990 — начале 2000 годов. Молодой харизматичный лидер в кожаной куртке, более известный в партийных кругах как Костя Маузер, будоражил общественность громкими заявлениями и участием в ряде акций — например, в митинге против Lattelecom, а также в запуске воздушного шара с портретом Сталина.
Маузер более 50 раз задерживался полицией. Его лозунги: "За наших стариков — уши отрежем!", "Наши МиГи сядут в Риге!", "Капитализм — дерьмо!" многие помнят и по сей день.
Михайлюк стоял у истоков газет "Генеральная линия" и "Трибунал", выступал в защиту красного партизана Василия Кононова и против переименования Космонаутикас гатве в ул. Джохара Дудаева. Так и недоказанным осталось его участие в сожжении рекламных плакатов мыла Safeguard и американского флага на берегу Кишэзерса.
Где сейчас Михайлюк и чем занимается? На этот вопрос не смог ответить ни один из его бывших однопартийцев. Поиски на форумах антиглобалистов успехом не увенчались. Лидер партии "ЗаРЯ" Владимир Линдерман предположил, что Маузер до сих пор в Москве, куда он перебрался в 2001 году. Однако так ли это, история умалчивает.
От национализма к фотокамере
Бывший лидер и генеральный секретарь правой партии Nacionālā Spēka Savienība (NSS) 36-летний Айгарс Прусис давно отошел от политической деятельности и стал видеооператором и фотографом. Причем, как говорят лиепайчане, очень хорошим и весьма успешным. Его услугами пользуются многие интернет-ресурсы и предприятия Лиепаи, он — один из лучших специалистов в области спортивной фотографии. Снимает Прусис и свадьбы.
"Я целиком аполитичен. Но, начиная с совершеннолетия, принимаю участие в каждых муниципальных выборах. Естественно, как избиратель", — написал в письме порталу Delfi Прусис, отвечая на вопрос, не собирается ли он возвращаться в политику и баллотироваться на выборах в самоуправления.
NSS в свое время прославилась организацией громких акций: это и несанкционированное шествие на 16 марта, и протесты против салюта на 9 мая, и выпады в сторону представителей сексуальных меньшинств во время прайда в Риге и др. В свое время Прусис также боролся против возведения в Лиепае храма Церкви Иисуса Христа святых последних дней (мормонов).
Бескомпромиссный национал-радикал
Известный латышский националист Виктор Бирзе — бывший председатель политической организации Nacionālā Spēka Savienība, а затем заместитель председателя партии Tēvzemes nacionālo spēku savienība. Пик активности NSS пришелся на первую половину 2000-х годов. Однако затем и партия развалилась, и сам Бирзе в поисках лучшей жизни и работы уехал в Великобританию, позже перебрался в Чехию и другие европейские страны. В конце концов Бирзе обзавелся семьей и в этом году решил вернуться на родину.
30-летний выпускник ЛУ и Лиепайской художественной школы (дизайнер керамических изделий) сегодня является активным пользователем соцсетей, где продолжает дискуссии на близкие ему темы. Ведет блог на лиепайском городском портале irLiepaja.
Последняя громкая акция Бирзе, которую он провел вместе с единомышленником Эрнестом Лейманисом — сентябрьский пикет протеста против "навязанного еврейским лобби пересмотра закона о денационализации". Акция была проведена в тот момент, когда в Лиепайской городской думе гостил новый посол США в Латвии Марк Пекала.
Бирзе пояснил, что цель этого мероприятия — "привлечь внимание общества к пересмотру закона о денационализации в интересах одной этнической группы, или против разбазаривания имущества Латвийского государства и самоуправлений путем дарения его еврейским организациям". Пикет проведен также в знак протеста против "вмешательства США во внутренние дела Латвии" и "оказания давления на должностных лиц нашего государства в этом вопросе".
Настоящий полковник
Некогда известный в Латвии казак, бывший ротмистр, а ныне полковник московского казачества Михаил Устинов перебрался в Россию несколько лет назад. Уже в этом году он "засветился" в нескольких громких акциях: "Русском марше", блокировании входа на выставку "Духовная брань" и т.д.
Между тем в 1990 году именно его усилиями в Риге был зарегистрирован первый военно-исторический клуб "11 Драгунский Рижский полкъ". Участвовал Устинов как в событиях в Приднестровье, так и в различных массовых мероприятиях в Риге.
Как писали российские СМИ со ссылкой на самого Устинова, "в 2005 году после убийства казака Сергея Андреевича Соснова и гибели Вадима Юрьевича Шачнева, который был ближайшим соратником Михаила Георгиевича, а также и покушения на самого Устинова, он вынужден был уехать из Латвии на постоянное жительство в Москву".
Символ маршей легионеров
Знаменитый уличный активист Улдис Фрейманис и в 1990-е, и в 2000-е был настолько маргинальным и несистемным, что не вписывался в ряды ни одной политической партии или общественной организации. Фрейманис периодически устраивал мелкие, но шумные пикеты на тему деоккупации и борьбы с мировым сионизмом. Он также появлялся на других публичных мероприятиях — всегда эмоциональный и жаждущий внимания журналистов.
В июле 2012 года Фрейманис был найден мертвым неподалеку от своего дома. По некоторым данным, у него были серьезные проблемы со здоровьем. Впрочем, это не помешало немногочисленным сторонникам активиста объявить его жертвой "чекистского заговора".
Террорист
Национал-радикал из смешанной семьи Игорь Шишкин широко известен как один из активистов подпольного "Перконкрустса", а ныне — как глава "Центра Густава Целминьша".
В 1990-е годы Шишкин отсидел реальный тюремный срок за попытку подрыва памятника Освободителям в Задвинье. Шишкин и его единомышленники пытались заложить под памятник более 70 килограммов взрывчатки, однако из-за ошибки взрыв прогремел слишком рано. Двое террористов погибли на месте, остальные предстали перед судом. Большинство бывших "перконкрустовцев" после отбытия наказания отказалось от политической деятельности, но Шишкин по-прежнему верен своим идеалам.
В данный момент Центр Густава Целминьша не отличается активной деятельностью. Правда, организация периодически проводит "патриотические лагеря". Шишкин в окружении соратников ежегодно участвует в шествии 16 марта, иногда дает интервью.
До недавнего времени его деятельность можно было считать радикальной, но по сути безобидной. Однако 25 октября стало известно, что Полиция безопасности задержала Шишкина, возможно, в связи с незаконным хранением взрывчатки. Подробных комментариев пока нет. Возможно, Шишкину снова придется примерить робу "политзаключенного".
Вожди РНЕ и НБП
Владимир Линдерман и Евгений Осипов в 1990-е годы представляли несистемную оппозицию, причем в ее противоположных проявлениях. Если товарищ Абель возглавлял подпольное латвийское отделение крайне-левой Национал-большевистской партии, то Осипов был лидером такого же нелегального, но ультраправого "Русского Национального единства".
Впрочем, с точки зрения обывателя, крайне правые не так уж сильно отличаются от крайне левых. У обоих активистов регулярно возникали проблемы с латвийскими спецслужбами, обе организации периодически устраивали шумные несогласованные акции, вызывая раздражение у правоохранительных органов и правящих политиков. Политическая карьера Линдермана развивалась особенно драматично — долгое пребывание в России на нелегальном положении, выдача Латвии, знаменитый процесс о подготовке переворота. Впрочем, суд его оправдал и все обвинения были сняты.
Осипов и Линдерман, в отличие от многих других участников этого обзора, не только не исчезли из публичного пространства, но по-прежнему привлекают к себе массу внимания. Перспективы их общего проекта, партии "За родной язык", пока туманны, однако несистемный тандем явно стремится к легализации и вхождению в органы власти, пусть и в качестве непримиримой оппозиции.