Этот год для латвийско-российских отношений нельзя назвать успешным, заявил изданию "Час" посол России Александр Вешняков.
"К сожалению, нынешний год нельзя назвать успешным. Сильно подпортили ситуацию абсолютно необоснованные высказывания латвийских политиков о том, что Россия является организатором референдума о статусе русского языка как второго государственного, о том, что у моей страны в Балтии есть некие тайные цели. Все это легло на определенную почву, и русофобские настроения проявились в СМИ так, как я ни разу не наблюдал за все четыре года своего пребывания здесь", — заявил он.
По словам дипломата, есть надежда, что эта ситуация будет преодолена, как было и в случае с обострением отношений в период войны в Грузии. "Но, к сожалению, в данный момент это не дает нам развивать отношения так динамично, как это было бы возможно и надо бы делать соседним странам", — отметил посол.
Вешняков считает, что главная причина проблем в отношениях двух стран — это разное понимание событий истории прошлого столетия. "Есть правильное решение президентов наших стран о создании комиссии историков (ее заседание состоится в Риге сегодня). Историки должны разбираться в непростых коллизиях того времени, рассматривая их во всей совокупности факторов, но надо уйти от односторонних оценок и тем более приклеивания ярлыков типа "оккупант", — сказал он.
Посол сдержанно оценил инициативу президента Андриса Берзиньша о примирении участников Второй мировой войны. "Идея хорошая, но тут есть свое "но". В основу примирения закладывается положение о том, что в этой войне не было победителей, а были только жертвы. Да, жертв было много, и те, кто служил в Ваффен СС, тоже жертвы, но уж никак не герои, как некоторые их тут пытаются изобразить, каждый год организуя в центре Риги шествия. Не нужно обижаться на обостренную реакцию России на это. Россия — это страна, которая понесла самые огромные жертвы в той войне, победив абсолютное зло, которым являлась нацистская Германия. Она была не одинока, а вместе с другими странами антигитлеровской коалиции. Эта рана у нас, конечно, не зажила и не заживет еще очень долго. И когда рядом с Россией, в столице одного из цивилизованных европейских государств, проходят такого рода марши, это кощунственно", — пояснил дипломат.
Вешняков также недоумевает в связи с возобновлением работы комиссии по подсчету ущерба о советской оккупации. "Спрашиваю у своих коллег в МИД Латвии: для чего это считать и как считать? Чтобы предъявить счет России, как правопреемнице Советского Союза? Но Россия не примет никаких счетов за так называемую оккупацию. Это раздражающий фактор, который сильно будет осложнять наши отношения. Из этой же теории вытекает проблема негражданства. Если бы Латвия здесь последовала рекомендациям международных организаций — Россия с ними солидарна, — то не было бы ни референдума весной этого года, ни референдума по негражданам, который сейчас застопорен Центральной избирательной комиссией ЛР. Это не привнесенные, а внутренние проблемы Латвийской Республики. Они законсервированы и поскольку не решаются законодательным путем, то выливаются в народные инициативы. Не случайно же сейчас идет подготовка к конгрессу неграждан, Пар в котле накапливается и поджимает крышку. А любое общество, в котором существуют этнические противоречия, закрепленные в законодательстве страны, нестабильно. Оно не дает возможности для развития государства", — отметил он.