f64_stetaskops_090115_012
Fоtо: F64
Латвийские семейные врачи потребовали отставки министра здравоохранения Ингриды Цирцене — медиков крайне возмутила инициатива министра по введению в 2013 году новых критериев качества их работы. Что не устраивает Минздрав в работе семейных врачей, и почему сами врачи категорически против нововведений?

Портал DELFI попытался разобраться в ситуации и связался с каждой из сторон, чтобы узнать ее мнение.

Минздрав: борьба за качество

Новая система оценки работы семейных врачей поможет улучшить качество предоставляемых услуг, говорит пресс-секретарь Минздрава Оскарс Шнейдерс. "Главный акцент нововведений поставлен на три критерия — результат ухода за хронически больными пациентами, профилактическая работа (например, своевременный скрининг онкологических заболеваний и территориальная доступность семейного врача", — отмечает он.

По словам Шнейдерса, новая методика оценок сохранила в себе также и старые критерии — например, уровень вакцинации среди пациентов, а также уход за больными астмой и диабетом. Среди новых критериев стоит особо отметить такие пункты, как организованный скрининг пациентов на наличие злокачественных опухолей, а также своевременный мониторинг людей, страдающих от сердечно-сосудистых заболеваний. Шнейдерс также подчеркнул, что на нужды здравоохранения правительством выделено 6,55% госбюджета — по сравнению с прошлым годом ничего не изменилось.

"Новые критерии оценки подразумевают также, что семейные врачи должны обеспечить прием пациента с острым заболеванием в любое время, а не только в "острые часы". Если же пациента доставили в больницу на "скорой помощи" в ночные часы и без участия семейного доктора, то на следущий день семейный врач должен позвонить, и узнать о состоянии пациента, "приписанного" к нему", — говорит Шнейдерс. Также, согласно нововведению, семейный врач, обслуживающий более 1 800 человек, должен будет нанять вторую медсестру — так рабочий процесс будет идти быстрее.

То есть, говоря простыми словами, семейным врачам придется работать намного усерднее и качественнее, а труд тех, кто по каким-то причинам не сможет соблюсти новые критерии, будет оценен очень низко.

Инициативу Минздрава поддержали ряд организаций и учреждений. Среди них: Латвийская федерация пенсионеров, Латвийское общество больниц, Латвийская федерация диабета, Рижский универсистет им.Страдыня, Национальная служба здоровья.

Врачи: закручивание гаек — "популизм"

Семейные врачи, между тем, оценивают предложение Министерства здравоохранения очень негативно: по их мнению, "закручивать гайки", увеличивая список обязательств, буквально оскорбительно, а некоторые идеи они открыто называют популистскими.

"Министерство здравоохранения в лице госпожи Цирцене совершенно не понимает и не хочет понять ситуацию, в которой оказались семейные врачи Латвии. Дело в том, что в нашей отрасли и так много разнообразных обязанностей. Некоторые из них, возможно, незначительные, однако общая масса действительно большая. На семейного врача возложена огромная профессиональная и финансовая ответственность. Все было бы хорошо, если бы и зарплата семейного доктора, и финансирование отрасли в целом не были бы такими малыми," — рассказал DELFI президент Ассоциации семейных врачей Паулс Принцис.

По словам Принциса, труд семейных врачей и так оценивается слишком низко, и расширение ряда обязанностей при сохранении прежнего уровня дохода, выглядит издевательством и полным непониманием ситуации со стороны минздрава. "Семейный врач ежедневно отвечает за десятки процессов, решает немало проблем, а его доход остается прежним, и несмотря на заявления и решения Кабинета министров, вовсе не растет. Согласно официальным заявлениям, мы вышли из кризиса, но у семейных врачей кризис в самом разгаре," — говорит Паулс Принцис.

Семейные врачи обладают статусом самозанятых лиц, поэтому указать какой-то средний доход достаточно затруднительно. По словам Принциса, государство ежемесячно платит врачу 63 сантима за каждого находящегося в его ведении пациента. Все остальные доходы, в том числе и плата за посещение семейного врача, также идут доктору. Однако семейный врач должен сам оплачивать все остальное — арендную плату, топливо, услуги бухгалтера, покупку нужного оборудования. В результате, как отмечает Принцис, "на руки" остается, в среднем, 300-350 латов. В провинции — и того меньше. "У меня лично был период, когда я жил больше года вовсе без дохода — купил оборудование. Пришлось жить на собственные сбережения", — сказал Принцис.

Будет ли диалог?

Принцис также отметил, что дата следующей встречи с Ингридой Цирцене для "улаживания разногласий путем переговоров" пока не назначена. "В прошлый раз Ассоциация встречалась с Цирцене 22 ноября — дискуссия получилась нервной, на высоких тонах несмотря на то, что с некоторыми вещами, предложенными министром, мы и согласились. Могу сказать, что, в целом, той встречей я недоволен — создалось впечатление, что министр совершенно не понимает ситуацию семейных врачей. Цирцене только и говорила, что "надо работать усерднее, равняться на Европу". Некоторые решения, вообще, можно назвать чистым популизмом — например, предложение нанять семейному врачу вторую медсестру. Любой доктор скажет, что это совершенно неэффективно", — прокомментировал Паулс Принцис.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !