Министр иностранных дел Эдгар Ринкевич не видит сейчас возможности говорить о компенсировании ущерба, нанесенного Латвии советской оккупацией, и считает, что историки еще должны говорить по этому вопросу на академическом уровне. Об этом он сказал в пятницу в интервью Латвийскому радио.
"Очень большую работу по оценке последствий оккупации Латвии и Советским Союзом, и гитлеровской Германией проделала Латвийская комиссия историков, но впереди тоже предстоит еще очень большая работа", — отметил Ринкевич.
"Очень многие вопросы, являющиеся важными и тяжелыми, следовало бы решать на академическом уровне", — считает он. "Я пока не вижу возможности, во всяком случае, сейчас, говорить о компенсациях, пока мы не посмотрим на историю с этой чисто академической точки зрения", — сказал глава МИД.
Общая история Латвии и России чрезвычайно тяжелая, поэтому окончательный срок, до которого различные ее вопросы следовало бы обсудить на академическом уровне, не установлен, отметил он.
"Пока я все-таки хотел бы сказать, что есть вещи, на которые необходимо смотреть и над которыми работать в первую очередь на академическом уровне", — подчеркнул Ринкевич.
В 2005 году латвийское правительство образовало комиссию для оценки причиненного советской оккупацией ущерба, она активно приступила к работе, но в последние годы из-за нехватки денег ее работа приостановилась.
Также Ринкевич сказал, что прошлый год был не очень удачным для латвийско-российских отношений, и для этого было много объективных причин.
"Мы оптимисты и имеется потенциал известного прогресса в наших как политических, так и экономических отношениях. Для нас были неприемлемыми действия и риторика России перед референдумом (о признании русского языка вторым государственным в Латвии). После таких заявлений нет ничего удивительного в том, что в обществе растут опасения в связи с этими или другими действиями.
Для нас также неприемлемы те "гастроли", которые были в Латгалии у некоторых российских граждан. Поэтому мы оставили за собой право защищать конституционные основы Латвии дипломатически и политически одобренными инструментами, имеющимися в нашем распоряжении.
Мы также не можем принять риторику о возрождении неонацизма. В то же время мы видим, что по центру Москвы маршируют молодые граждане с нацистской символикой, и сразу их не задерживают, это делается потом", — добавил он.
Однако, на его взгляд, обе стороны понимают друг друга и пытаются вернуться назад к более позитивному политическому диалогу, хотя разногласия между соседями, как уж водится, будут всегда.
"Мы хотели бы также видеть более положительную динамику в отношениях между Евросоюзом и Россией, между НАТО и Россией. Здесь тоже есть еще достаточно много, что надо сделать. Хотелось бы надеяться, что негативные тенденции, которые мы видим, уменьшились и увеличились бы положительные тенденции", — сказал он, признав, что динамика латвийско-российских двусторонних отношений в большой мере связана с отношениями России с ЕС и НАТО.
Положительным в латвийско-российских двусторонних отношениях он назвал возрастающее экономическое сотрудничество, борьбу с распространением наркотиков и с пиратами, а также сотрудничество в транспортировки грузов невоенного назначения в Афганистан.