Пресс-секретарь премьера Мартиньш Панке заявил BNS, что встреча проходит за закрытыми дверями, но есть информация, что Домбровскис брал слово и аргументированно критиковал предложение президента ЕС Хермана ван Ромпея.
Между тем, по словам министра земледелия Лаймдоты Страуюмы, на встрече лидеров ЕС Домбровскис обозначил позицию Латвии "достаточно жестким, точным и сердитым тоном". По ее словам, у Латвии есть "красные линии", которые ни в коем случае нельзя нарушать. "В вопросе прямых платежей они ясны: мы не должны быть теми, кто получает самые низкие выплаты", — заявила она.
Министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич заявил на заседании комиссии Сейма по иностранных делам, что Латвия не поддерживает проект бюджета ЕС. В разговоре с главой МИДа премьер ранее утверждал, что Латвия не поддержит бюджетное предложение, пока не добьется улучшения своих позиций. Предложением не удовлетворена не только Латвия, но очень многие страны.
Сегодня вечером должны возобновиться переговоры со странами в двустороннем формате, предстоит также встреча Домбровскиса с президентом Совета ЕС Херманом ван Ромпеем.
Это уже вторая попытка договориться о многолетнем бюджете ЕС на 2014-2020 годы. Переговоры в ноябре 2012 года провалились, потому что страны не смогли договориться, на сколько уменьшить первоначальное предложение Еврокомиссии. Сторонники урезаний во главе с Великобританией аргументируют свою позицию тем, что при проведении государствами-членами политики экономии бюджет ЕС не может расти.
В свою очередь более бедные страны — Болгария, Чехия, Эстония, Греция, Ирландия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Испания, Венгрия и Хорватия — считают, что бюджет ЕС, в частности, политика кохезии, является важным инструментом для сглаживания экономического разрыва между государствами-членами, который поможет не только этим странам, но и всему ЕС повысить свою конкурентоспособность на мировом рынке.
Даже если лидеры стран договорятся о новом бюджете, он все равно может быть не утвержден, потому что решающее слово — за Европарламентом, который поддерживает увеличение расходов. Председатель ЕП Мартин Шульц сказал, что не готов подписать бюджет, который будет меньше предыдущего. По его мнению, это предусматривает дефицит бюджета. Между тем, Лиссабонский договор гласит, что у ЕС не может быть бюджета с дефицитом.