Суть иска такова: государственный язык в Латвии один, но приравнивать язык, на котором говорят 37% населения, к иностранному языку, по меньшей мере, странно. Поэтому русскому языку должен быть присвоен статус языка национального меньшинства и должно быть разрешено пользоваться им в общении с самоуправлениями.
Однако КС отметил, что истцы не объяснили, что им мешает обращаться в муниципальные учреждения на государственном языке, почему доступные в настоящее время возможности обращения в учреждениями недостаточны и как их конкретные запросы связаны с правами нацменьшинств осуществлять свою культурную и общественную жизнь.
Как заявила Кривцова, суд своеобразно трактует национальный состав жителей Латвии. "Лица, которые не являются гражданами Латвии или других стран, но постоянно и легально живут в Латвии, не принадлежат к национальным меньшинствам", — говорится в документе. И далее в тексте: "…это не означает, что иммигрировавшие в советское время национальные группы будут автоматически признаны нацменьшинствами в Латвии". "Получается, русские неграждане — не нацменьшинства, натурализованные граждане — не нацменьшинства, потому что все они приехали в советское время, и ссылаться на статью 114 не могут; в понимании суда остается немногочисленная группа потомственных граждан русской национальности, но их иск суд тоже рассматривать не будет — сказала Кривцова.
Конституционный суд уже повторно отклоняет иск о расширении использования русского языка на муниципальном уровне.