В обществе нет доминирующего мнения о воевавших по разные стороны фронта
Fоtо: AFP/Scanpix
В латвийском обществе нет доминирующего мнения о солдатах, воевавших во время Второй мировой войны по разные стороны фронта, заявил на презентации отчета мониторинга социальной памяти в Латвии доктор коммуникационных наук Мартиньш Капранс. Отношение к солдатам сильно различается у частей общества, состоящих из латышей и русскоговорящих, сказал он.

Воевавших на стороне немецкой армии жертвами Второй мировой войны считают 33,4% респондентов, а советских солдат относят к жертвам войны 30,6% опрошенных. При этом героями солдат, воевавших на советской стороне, называют 16,4% опрошенных, а воевавших на немецкой стороне — 5,2%.

Сходное отношение к солдатам обеих армий проявляется, когда их считают как жертвами, так и героями. 37,4% респондентов считают, что воевавшие на советской стороне были и героями, и жертвами, 31,9% оценивают аналогичным образом воевавших на стороне немецкой армии.

Намного больше различия в оценках воевавших по разные стороны наблюдаются в более радикальных вариантах ответов. Только 5,2% респондентов признают героями латвийских граждан, воевавших на стороне немецкой армии, при этом намного больше — 16,4% опрошенных — считают героями латвийских красноармейцев. Другая картина наблюдается в противоположной стороне шкалы отношения: 16,1% опрошенных считает солдат немецкой армии соучастниками нацистских преступлений, а солдат Красной армии причисляют к участниками преступлений коммунизма только 2,8% респондентов.

Исследование показало, что среди латышей представление о гражданах Латвии, воевавших на немецкой стороне, довольно противоречиво. Воевавших в немецкой армии латвийских граждан чаще считают героями молодые респонденты (в возрасте 25-34 лет), но в целом такая интерпретация не пользуется существенной поддержкой ни у латышских, ни у русскоговорящих респондентов. Намного больше латышей (39%) согласны с тем, что легионеры были одновременно и героями, и жертвами. Но 35,5% латышских респондентов не согласны с этой оценкой.

Среди русскоязычных сравнительно высокой поддержкой пользуется мнение, что воевавшие в немецкой армии являются нацистскими преступниками (31%). Такая оценка особенно характерна для более молодых респондентов (в возрасте 18-34 лет), которые, таким образом, могут быть более всего недовольны чествованием легионеров 16 марта. Но такая же доля русскоязычных респондентов — 31% — считают, что легионеры были жертвами Второй мировой войны.

Поэтому делается заключение, что по вопросу легионеров сознание русскоязычной общины расколото еще больше, чем у латышей, и это контрастирует с привычным представлением, согласно которому этот вопрос способствует расколу только по этнолингвистическому принципу.

Мониторинг социальной памяти в Латвии проводился в конце 2012 года, опрошены были 1003 респондента. Одной из задач мониторинга была констатация сфер истории Латвии, как разделяющих, так и объединяющих общество. Материалы мониторинга были подготовлены в рамках проекта Латвийского университета "Мониторинг социальной памяти Латвии". Финансовую поддержку ему оказало министерство культуры.

В Латвии 16 марта часть людей вспоминает латышских легионеров. В 1998 году Законом о праздничных и памятных датах 16 марта было установлено официальным Днем памяти латышских легионеров, но в марте 2000 года эта дата была из него вычеркнута. Многие годы в Риге в этот день проходят конфронтационные мероприятия.

Ежегодно проводимые 16 марта мероприятия вызывают широкий резонанс как в местных, так и в зарубежных СМИ, потому что за границей бывших легионеров иногда называют бывшими эсэсовцами. По этой причине ряд антифашистских организаций считают, что возложение в Риге цветов к памятнику Свободы в день памяти легионеров является прославлением нацизма.

Формирование латышского легиона было преступлением нацистов, нарушивших включенный в Гаагскую конвенцию 1907 года запрет призывать в вооруженные силы жителей оккупированных территорий, отмечает латвийский МИД. Чтобы обойти этот запрет, в отношении легиона было употреблено слово "добровольческий". За уклонение от призыва в легион грозила тюрьма, а потом — и смертная казнь. Латышский легион был фронтовым подразделением, и треть легионеров пала на поле боя. Никто из легионеров никогда не был признан виновным в военных преступлениях, а те жители Латвии, которые участвовали в совершенных нацистами преступлениях, после войны предстали перед судом и понесли заслуженное наказание. В мероприятиях 16 марта не используется никакая нацистская символика, использование которой, как и символики бывшего СССР, в публичных мероприятиях в Латвии запрещено, пояснил МИД.

Парламентская подкомиссия по государственному воспитанию во вторник одобрила законопроект, предусматривающий восстановление 16 марта как дня памяти латышских легионеров. Предполагается, что Сейм рассмотрит этот документ в четверг.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !