Она отмечает, что одни выбирают жизнь в "комфортном и безопасном" статусе негражданина для того, чтобы было проще ездить в Россию, другим по трудно понятным причинам до сих пор не удалось выучить латышский язык, чтобы сдать натурализационный экзамен, а есть и такие, для кого это дело принципа, придерживаться которого их призывают некоторые идеологи.
"Латвийский закон о гражданстве является справедливым и позволяет получить гражданство всем, кто прожил в Латвии определенное количество лет и сдал довольно простые экзамены по языку и истории. Порядок, в котором можно получить латвийское гражданство, соответствует принципам стран ЕС. Однако навязывать гражданство нет ни возможности, ни необходимости", — говорит Элерте.
Политик указывает, что становиться или не становиться гражданином какой-либо страны является индивидуальным выбором каждого человека, что означает осознавать свою принадлежность к стране, вживаться в ее языковое и культурное пространство. Это необходимое условие для натурализации в любом государстве.
Элерте сказала, что понимает психологическую травму, которую получили люди, проснувшись в 1990 году в другом, независимом государстве, и в 1992 году, когда страна, гражданами которой они были, исчезла. Но им "был предоставлен особый привилегированный статус негражданина: социальные гарантии, безопасная жизнь и перспектива получения гражданства. Нигде в Европе или в мире оставшиеся там бывшие граждане СССР такой привилегии не получили.
"С 1998 года родившиеся в Латвии дети неграждан могут получить гражданство в порядке регистрации. Такой привилегии не имеют, например, проживающие в Латвии китайские семьи", — подчеркнула политик.
Элерте считает, что "пробуждение" бывших граждан СССР в Латвии на протяжении двадцати лет пытались затормозить различные партии, для которых проблема неграждан была основной или единственной политической картой.
По ее словам, большая часть бывших неграждан влилась в латвийское общество, и число неграждан значительно снизилось, примерно с 30% в 1992 году до 13,5% сегодня.
Элерте считает, что "Конгресс неграждан" ведет политическую игру маргинального характера, что исключает всякую возможность наладить диалог с законными представителями латышского народа. "Прежде всего нужно признать государство, в котором вы живете, чтобы было о чем говорить", — сказала политик.