Дело в том, что во вторник Комиссия Сейма по госуправлению поддержала предложение ограничить полномочия депутатов местных самоуправлений, в отношении которых начато уголовное преследование за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Скорее всего, эти поправки еще не будут распространяться на депутатов дум, которые будут избраны на предстоящих муниципальных выборах.
Проект предусматривает, что если против депутата начато уголовное преследование за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, со дня, когда самоуправление получило данную информацию следствия, он теряет право участвовать в заседаниях самоуправления и его комиссий и комитетов, а также других структур, в которые он избран или утвержден самоуправлением. Это ограничение полномочий депутата будет в силе до прекращения уголовного преследования или вступления в силу приговора суда. Согласно поправкам, во время ограничения полномочий депутат, занимающий в думе оплачиваемую должность, получает 50% месячного должностного оклада, а депутат, чья месячная зарплата установлена пропорционально отработанному времени — 50% средней месячной зарплаты за последние три месяца, за исключением случаев, когда он содержится под стражей.
Комиссия намерена еще запросить заключение Министерства юстиции, Правозащитного бюро и прокуратуры.
Как заявила один из инициаторов проекта Лолита Чигане ("Единство"), это позволит исключить ситуации, когда на принятие решений самоуправлений влияют люди, возможно, совершившие серьезные преступления. Это особенно актуально еще и потому, что в Латвии долго расследуются уголовные процессы. "Важно помнить, что уголовное преследование начинают лишь тогда, когда собрана достаточная доказательная база. Поэтому здесь неуместны привычные отговорки "не осужден — не виновен", — сказала Чигане.