Латвийские спецслужбы страдают русофобией, о чем свидетельствуют, например, опасения Полиции безопасности по поводу политики соотечественников. Об этом порталу imhoclub.lv заявил российский посол Александр Вешняков.
"К сожалению, русофобией в Латвии страдают не только отдельные политики, но и спецслужбы тоже", — сказал он.
Дипломат выразил недоумение в связи с шумихой вокруг посещения 10 латвийскими школьниками военизированного лагеря "Союз 2012" на территории России. "Я думаю, не там они ищут угрозу национальной безопасности. Молодежный лагерь, в котором они усмотрели угрозу, посетили 10 школьников, находились там месяц и благополучно вернулись домой в Латвию. Но мы знаем, есть другая категория людей, которая здесь получила образование, латвийское государство на них потратилось, а потом они уехали безвозвратно. И это не 10 человек, а, по данным, которые приводят ваши официальные структуры — 300-400 тысяч. И это только за последние 10 лет. Если таким темпами отъезд людей будет продолжаться, тогда действительно возникнет угроза национальной безопасности. Кто будет здесь жить и работать?", — сказал Вешняков.
Посол также отметил, что российские спецслужбы не считают, что Латвия подрывает безопасность России. "Я ни разу такого не слышал. А у вас это происходит регулярно. Латвийские спецслужбы с завидным упорством и постоянством стараются политизировать вопрос отношений РФ со своими соотечественниками за рубежом. Давайте посмотрим, что думают по этому поводу мои коллеги по дипломатическому корпусу. Недавно посол США в Риге Марк Пекала сказал, что "мягкая сила" — это вполне законный, признанный инструмент внешней политики любого государства… Вы лучше меня знаете, что в Латвии действуют немецкие фонды Аденауэра и Эберта, различного рода американские фонды, Британский совет и масса других структур, с помощью которых страны осуществляют свое культурное и языковое присутствие за рубежом. И это нормально. Странно слышать, что аналогичное российское присутствие представляет угрозу для Латвии", — сказал он.
Вешняков также добавил, что он не собирается извиняться перед "национально настроенными" политиками за свои слова 9 мая, когда он снова заявил, что советской оккупации не было. "Тезис об "оккупации" несостоятелен ни в юридическом, ни в историческом контекстах. Такова позиция России, и это в Латвии давно известно. Я не сторонник того, чтобы обсуждать исторические разногласия в политических форматах и уж тем более в ультимативном или менторском тоне. Мы создали совместную комиссию историков, чтобы вывести споры о прошлом за рамки нашей политической повестки дня. Комиссия работает. Давайте из этого исходить", — заявил он.