Конференция о проблеме холокоста состоялась в среду и ее организовала партия "За права человека в единой Латвии" и дружественные ей организации. Как водится, на конференции выступили беспощадные критики нынешней власти, а также историки, которые не входят в академический мейнстрим.
Портал DELFI предлагает своим читателям обзор выступлений ораторов.
Смирин: латвийские погромы
Историк Григорий Смирин во время круглого стола описал события 4 июля 1941 года в Риге как аналог "Хрустальной ночи" в Германии.
По его словам, нацисты рассчитывали, что сразу после оккупации Латвии местное население начнет устраивать еврейские погромы, однако этого не произошло. "Это объясняется тем, что в Латвии, и особенно в Риге, были высланы или уничтожены советской властью все национальные лидеры. Все же при некотором давлении на вспомогательную латвийскую полицию удалось организовать еврейский погром и в Риге. Во время погрома были уничтожены все синагоги (за исключение синагоги на улице Пейтавас, расположенной среди густой застройки) и убито около 400 евреев. Однако ввиду того, что население Риги быстро успокоилось, организовать дальнейшие погромы было невозможно. Как в Каунасе, так и в Риге были, по возможности, собраны фильмы и фотографии, доказывающие, что первые стихийные убийства евреев и коммунистов совершались литовцами и латышами", — рассказал историк.
По словами Смирина, до 4 июля в Латвии известен только один случай сожжения синагоги вместе с людьми — 3 июля в Елгаве, но там это сделали сами немцы. И только при "давлении на вспомогательную латвийскую полицию" им удалось организовать сожжение еврейских культовых зданий в Риге силами коллаборационистов, что и произошло 4 июля. В этот день были сожжены Большая хоральная синагога на улице Гоголя, 25, Старо-Новая синагога на улице Маскавас, 57, синагоги на улице Элияс, 15, Краславас, 24, и Стабу, 63. В синагоге на улице Стабу были сожжены около 30 человек, в том числе раввин Израиль Мовша Килов, добровольно разделивший судьбу своих прихожан.
"События того дня в латвийской столице носили некий демонстративный характер — их даже снимали для немецкой кинохроники. Смысл происшедшего 4 июля в Риге состоял в том, что это был своеобразный знак того, что евреи теперь поставлены вне закона и любой волен поступать с ними как ему угодно, ничуть не опасаясь того, что будет наказан", — отметил он.
Плинер: трагедия не только для евреев
Бывший депутат Сейма, сопредседатель "ЗаПЧЕЛ" Яков Плинер в своем выступлении отметил, что холокост стал величайшей трагедией не только для евреев.
"Во время холокоста в Латвии было уничтожено 89,5% евреев, живших в ней до войны. Большинство из них были убиты при пособничестве местного населения. Их убивали те, кого вчера они учили, лечили, кому продавали товары и давали взаймы деньги. Вместе с тем, после окончания войны советскими судами были признаны виновными в уничтожении евреев только 150 зверей в человеческом обличии. После восстановления независимости в 1991 году в Латвии не состоялось ни одного суда над убийцами евреев и других мирных жителей, хотя некоторые из них, возможно, живы до сих пор, а срок давности на такие преступления не распространяется", — отметил он.
"Скажу больше, 41 преступник, обвиненный советским судом в убийстве евреев, в Латвии были реабилитированы, среди них были и участники Hilfpolicei, и члены "команды Арайса". Некоторые из них участвовали в массовых убийствах в Румбульском и Бикерниекском лесах. Более того, в Латвии сначала официально, а затем неофициально отмечается день латышского легиона Waffen SS; проводится шествие легионеров и их молодых приспешников к памятнику Свободы. В этом позоре принимают участие и видные политики Латвии. Останки бежавшего с гитлеровцами генинспектора латышского легиона Waffen SS — группенфюрера СС Рудольфа Бангерского в 1995 году были привезены в Латвию и захоронены на Братском кладбище — одном из святынь латвийского государства — в Риге", — напомнил Плинер.
"Жертвами холокоста в Латвии пали более 70 000 евреев — граждан Латвии. Среди них всемирно известный историк Шимон Дубнов, главный раввин Риги Менахем Мендель Зак, выдающаяся скрипачка Сара Рашина, профессор консерватории Адольф Мец, сотрудники газеты "Сегодня" Израиль Кобылянский, Максим Лев, Герберт Махтус; покончил с собой философ Марк Вайнтроб. В Лиепае были убиты писатель Михаил Цвик, композитор и дирижер Вальтер Хан. В Риге — директор больницы "Бикур — Холим" Исаак Иоффе и заведующий отделением этой больницы доктор Виктор Крецер, врач с мировым именем Владимир Минц; погибли два моих дяди Хона и Сима Плинер, все родные по линии моей матери. Потому-то я никогда не сидел на коленях своей бабушки; бабушка по отцовской линии умерла в эвакуации в селе Маресево Горьковской области. В Венгрии сейчас судят 98-летнего убийцу евреев в годы Холокоста. В Латвии никогда и никого. Задумаемся!", — заявил Плинер.
Граудиньш: рецидив холокоста
В свою очередь политолог Эйнар Граудиньш в своем докладе заявил, что в Латвии существует "идеологическая платформа рецидива холокоста".
"Начиная со дня образования Латвийской Республики, четвертая часть населения была ущемлена в конституционных и гражданских правах. На основании бредовой идеи, родившейся в головах латвийских нацистов, нашедших пристанище в западных странах о двойной советской оккупации в Латвии был введен правовой институт негражданства, во многом копирующий Нюрнбергские расовые законы. На рамках официальной государственной идеологии пересматриваются итоги второй мировой войны: нацизм приравнивается к коммунизму, таким образом, ставится знак тождественности между нацистской Германией и Советским Союзом", — сказал он.
Граудиньш также считает, что разработка преамбулы к Сатверсме может "изменить страну в сторону тоталитаризма".
"Бесконечная пронацистская идеологическая обработка подрастающего поколения является угрозой существования самого гражданского общества в Латвии, что доказывают десятки учебников по истории Латвии, составленные на пропагандистских штампах министерства Гебельса. Открытое высказывание одного из лидеров партии Visu Latvijai! Яниса Иесалниекса об интеллектуальном антисемитизме нашло особую поддержку в кругах национального студенчества. Не исключено, что для пропаганды нацизма спецслужбами страны организуются отдельные специальные мероприятия. До сих пор остается загадкой, кто и как организовал снятие с YouTube фильма известного латвийского политика Николая Кабанова "Ostland. Ночь под свастикой", рассказывающий о времени оккупации Латвии нацистской Германией", — сказал он.
Признаком неонацизма в Латвии Граудиньш считает рост популярности Национального объединения VL-ТБ/ДННЛ.
Бухвалов: либеральные корни нацизма
Экс-парламентарий и доктор педагогики Валерий Бухвалов в свое речи отметил, что нацизм возник, как порождение западной либеральной демократии.
"Самым близким — и не только по времени — нацисты считают Чемберлена. Его главный труд "Основы ХIХ века" главная нацистская газета "Volkischer Beobachter" позже назвала библией нацистского движения. Книга Розенберга "Миф ХХ века" — не только продолжение, но и переложение чемберленовских "Основ"", — отметил Бухвалов. Он также напомнил высказывание Адольфа Гитлера о том, что "все то, что мы хотим претворить в жизнь, уже давно существует в Англии".
"Многое нацисты постарались прямо позаимствовать из английского образования и культуры. При этом они взяли за основу, прежде всего, воспитание "расовой гордости и национальной энергии". В ходе этой перестройки Гитлер заявлял: "Мне не нужны интеллектуалы. Знание только испортит молодежь. Но учиться повелевать им придется непременно". Совокупность идей латышской политической элиты — "латышская Латвия". "Латышская Латвия" — это уродливое дитя либеральной демократии. Идея "латышской Латвии" в своей основе держится на примате ксенофобии. Причем ксенофобия накладывает свой весьма негативный отпечаток на экономическое развитие государства. Латышские масс-медиа постоянно внушают своей аудитории страх и опасение за судьбу страны из-за близости так называемой "российской угрозы", русской общины, неграждан", — заявил он.
По словам Бухвалова, "радикальная политическая элита Латвии все чаще проповедует в своих выступлениях неонацистские по духу идеи, направленные на принудительную ассимиляцию инородцев, навязывание лживой истории, разжигание межнациональной розни, за счет публичных оскорбительных высказываний в адрес русских и других национальностей".
"Печально, но неонацизм в Латвии возрождается, и нет никаких гарантий, что холокост не сможет повториться. Такой гарантией может быть только законодательный запрет на любые проявления неонацизма в Латвии, и прежде всего, так называемых памятных мероприятий бывших легионеров СС. Но разве правящая политическая элита пойдет на это? Нам нужна новая политическая элита с мировоззрением христианского гуманизма и новая идеология возрождения Латвии", — добавил он.