Foto: PantherMedia/Scanpix
Проект внедрения в Латвии Европейских молодежных гарантий, предоставляющий финансовые ресурсы на борьбу с безработицей среди жителей в возрасте до 25 лет, представленный в четверг Министерством благосостояния, носит формальный характер и не предлагает реальных мер, способствующих интеграции нового поколения в рынок труда, считает депутат Сейма от "Центра согласия" Марьяна Иванова-Евсеева.

"Уже 1 октября этого года Минблаг намерен представить на рассмотрение правительству окончательный план освоения 59 млн. евро в период с 2014 по 2020 год. План призван способствовать росту трудовой занятости среди молодежи. Однако, побывав на конференции, я вынуждена констатировать: встреча носила исключительно формальный характер. Министерство просто показало презентацию проекта, полностью идентичного тому, который был представлен в Сейме несколькими месяцами ранее. План Минблага абсолютно не отвечает реальным потребностям молодежи, и ориентирован на очень узкую категорию молодых безработных", — сказала депутат.

Иванова-Евсеева указывает на целый ряд недочетов предоставленного плана:

1) Отсутствие реальной статистики о потребностях рынка труда, и как результат — неправильный и неудачный выбор профессии молодыми людьми с перекосом в сторону гуманитарных и наук. Характерно и то, что в распоряжении Минблага нет данных о дальнейшей судьбе выпускников вузов и профтехучилищ, о том, сколько из них смогли устроиться по специальности и остались в Латвии. Причем Минблаг и не намерен обобщать такие данные и в дальнейшем и, соответственно, предоставлять молодежи информацию о реальной картине на рынке труда.

2) Одна из главных проблем молодых людей, получивших образование, — отсутствие профессиональных навыков и рабочего опыта и, как следствие, "нулевая" конкурентоспособность на рынке труда. В странах ЕС, в которых уже действуют Европейские молодежные гарантии, накоплен опыт повышения конкурентоспособности нового поколения. В качестве успешных инструментов можно назвать льготы по уплате социального налога для работодателей, нанимающих молодого человека на первое в его жизни рабочее место (Литва); оплата труда для руководителей практики на рабочем месте (Румыния, Словения); покупка оргтехники и другого рабочего оборудования для принятого на работу молодого человека (Польша); оплата аренды жилья для молодых рабочих из регионов (Хорватия); субсидированная зарплата на срок до года с последующим постоянным контрактом (Финляндия). То есть, главный упор сделан на возможности прохождения стажировки, реальное внедрение в рынок труда и получение необходимых навыков. В Латвии же есть только дотационные рабочие места для молодежи с ограниченными возможностями и инвалидов (примерно 1000 человек в год). Основная группа молодежи, нуждающаяся в поддержке (22 000 человек ищут работу, около 4000 человек ежеквартально теряют работу, но по разным причинам не регистрируются на бирже труда, и 30 000 — выпускники вузов, колледжей и профтехучилищ), просто выпадает из поля зрения Минблага.

3) Минблаг считает, что думать о трудоустройстве тех, кто еще учится, вообще не следует. Пусть просто учатся. Однако в реальности качество практики во время обучения в вузах и техникумах — крайне низкое. Часто практика организуется лишь "для галочки", контроля за студентами нет. В рамках Европейских молодежных гарантий следовало бы создать отдельную программу организации практики, включающую, к примеру, выплату студентам стипендий, оплату транспортных расходов (по примеру Болгарии). Особая роль тут должна быть отведена публичному сектору. Молодые люди, удачно прошедшие практику в муниципальном или госучреждении, должны иметь преимущества при трудоустройстве там.

4) Нежелание Минблага решать проблему отсутствия работы в регионах и отдаленных от Риги населенных пунктах. Хотя опыт Финляндии доказывает — эта проблема решаема с помощью налоговых стимулов и усиления роли самоуправлений, которые должны стать своеобразными центрами координации региональной молодежи, тесно сотрудничающими с вузами и техникумами, организующими рабочие места во время каникул, обобщающими информацию о вакансиях. Фактически речь идет о новых Youth guidance services и создании альтернативной молодежной биржи труда.

"И что в итоге? Комплекс мер, предлагаемых Минблагом, — крайне незамысловат: привлечение молодежи к волонтерской работе, помощь в составлении CV, планировании карьеры, обучение навыкам прохождения рабочего собеседования. Предложение получить образование тем молодым людям, у которых оно вообще отсутствует (это порядка 8000 человек). Фактически Минблаг намерен в рамках Европейских молодежных гарантий реализовывать уже существующие программы, доказавшие свою неэффективность, — и при этом освоить за четыре года десятки миллионов евро. А тем временем уровень безработицы среди молодежи в Латвии растет. По данным Eurostat, с 2010 по 2012 год этот показатель возрос с 18,7% до 28,4%. Политическое объединение "Центр согласия" намерено с учетом опыта соседних стран разрабатывать свой, альтернативный план борьбы с молодежной безработицей, поскольку мы считаем, что меры, предлагаемые Минблагом, — формальны и малоэффективны", — заключила Иванова-Евсеева.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!