Комментируя ситуацию в связи с недавним пожаром в Рижском замке, Ланцманис заявил, что в здании, где находится три музея, нужны были беспрецедентные меры предосторожности. "Это как бы сочетание Белого дома и Лувра. Должны были быть решения "А", "B", "C", на случай, если что-то случится", — считает он.
Ланцманис также считает, что моральную ответственность за пожар несет Канцелярия президента. "Они были единственными, кто мог отвечать за эту часть здания, которая для музеев была табу. Надо было разработать план безопасности. А пожарные? А органы безопасности? Как вам нравится, что закупается пожарная машина, которая не может въехать во двор здания Латвии номер один?! Как можно застраховать здание на 20 миллионов и не установить надежную сигнализацию и защитную жидкость для конструкций? Как искра могла бы "проскочить", если бы конструкции были обработаны антипиреновым составом? У нас [в Рундале] им покрыты все деревянные конструкции, даже в конюшнях. Это стоило лишь 8600 латов. А в случае Рижского замка теперь все будут доказывать, что ударила божья молния и никто не виноват", — сказал художник.
"Бюрократия есть во всем мире, и катастрофы случаются во всем мире. К сожалению, в Латвии бюрократия наполнена постсоветским страхом, пассивностью, неуверенностью. Латышский характер тоже проявляется не лучшим образом. Боязнь ответственности и желание спрятаться за чужую спину. Это самое ужасное! Надо брать на себя ответственность! Не только вину, но и сказать: теперь мы будем делать так! Действовать энергично и решительно. Мне кажется, латыши могли бы поставить рекорд по продолжительности совещаний, рекорд по обсуждению деталей. Я заметил, что совещания высокого или низкого ранга в Латвии всегда начинаются с обсуждения маловажного. В конце, когда все уже одурели и устали, приступают к главному. Это латышский вид спорта. Полное отсутствие темперамента", — добавил Ланцманис.