Полиция безопасности опровергает заявление известного журналиста Лато Лапсы о том, что против него был сфабрикован уголовный процесс. Однако сам факт ведения такого процесса ПБ подтверждает.
Как пояснили порталу Delfi в пресс-службе Полиции безопасности, 20 января 2010 года Генеральная прокуратура начала уголовный процесс в связи с нарушением тайны корреспонденции частного лица. Затем расследование было передано ПБ. В свою очередь в апреле 2013 года Управление Госполиции по борьбе с экономическими преступлениями начало уголовный процесс о незаконной публикации электронной переписки. В этом году по решению Генпрокуратуры оба процесса были объединены. В связи не соответствует действительности утверждение Лапсы о том, что процесс против него начат по инициативе ПБ.
Спецслужба подтверждает, что 15 апреля 2010 года получила письмо с заявлением Бориса Рязанского злоупотреблениях в правоохранительных органах. После оценки заявления оно было передано Госполиции. Что касается конкретного следователя, то у него не было информации о заявлении, так как это "напрямую не касается данного уголовного процесса".
В ПБ также категорически отрицают, что против Лапсы осуществлен политический заказ, и что дело сфабриковано по сговору сотрудников нескольких спецслужб.
В понедельник Лапса на пресс-конференции представил свою версию событий вокруг начатого против него уголовного процесса. Лапса уверен, что Полиция безопасности пытается заткнуть ему рот и помешать выпуску второй книги о злоупотреблениях в латвийских спецслужбах.
По словам Лапсы, в начале года была создана неформальная рабочая группа сотрудников БПБК, военной разведки, БЗС и ПБ, цель которой заключается в том, чтобы положить конец его деятельности, а также предупредить других критиков власти о возможных последствиях. Лапса также сообщил, что спецслужбы прослушивали его телефон и пытались взломать электронную почту. Однако им удалось лишь "мотивировать" одного человека подать против Лапсы иск о разглашении личных данных в его книге "Другая кухня". "Конечно, такой результат заказчика не устраивал. Тем более, что представителям группы удалось украсть с одного из моих носителей информации данные, и они узнали, что я активно собираю материалы для второй части книги", — отметил он.
Лапса рассказал, что уголовный процесс против него расследует майор ПБ Илья Бороновский. По его сведениям, на этой неделе планируется присвоить ему статус подозреваемого. "Затем меня хотят продержать в этом статусе как минимум до выборов, чтобы я и окружающие поняли: если будешь хорошо себя вести, процесс закроем, а если нет — станешь примером того, что может случиться", — пояснил он.
Лапса представил содержание телефонного разговора со следователем, так как он не подписывался о неразглашении данных этой беседы. "Версия ПБ в том, что я незаконно получил диск с данными электронной переписки некоего лица, прочитал ее, а затем разгласил в книге… На самом деле, после двух допросов было ясно — майор просто тянет время, чтобы по заданию заказчиков получить максимум сведений о портале Pietiek, его устройстве, структуре, авторах и так далее", — считает он.
Более того, Лапса заявил, что указанный фрагмент книги основан не на якобы украденных данных, а на фактах, указанных в заявлении жителя Латвии Бориса Рязанского. Это заявление о нарушениях спецслужб в 2010 году было передано в Комиссию по национальной безопасности, Верховный суд и Совет национальной безопасности. В заявлении Рязанский описывал случаи преступных действий сотрудников правоохранительных органов. Он также приводил фрагменты возможной электронной переписки некоторых лиц. "Так что, я посчитал своим гражданским долгом ради интересов общества издать книгу "Другая кухня", где в том числе доступны фрагменты данного заявления", — сказал Лапса.
Журналист также сообщил, что направил в Генеральную прокуратуру жалобу на Бороновского, который утверждал, что Полиция безопасности никогда не получала заявления Рязанского. Журналист требует начать против майора уголовный процесс. Лапса сообщил, что заявление Рязанского ПБ получила три года назад, и он может это доказать. Более того, у Лапсы имеется письмо от Канцелярии президента, где сказано, что данное заявление было передано Полиции безопасности.
Лапса также заявил, что у него есть неопровержимые доказательства того, что майор ПБ лгал. Дело в том, что журналист сделал аудиозапись одного из допросов. "Те, кто бывал в здании ПБ, знают, что, ссылаясь на интересы госбезопасности, посетителей просят сдать мобильные телефоны, диктофоны, даже пульты от автосигнализации. Эти вещи невозможно пронести через детектор. Но, как оказалось, работники этого паразитического учреждения ничего не слыхали о том, что аудиозапись можно сделать при помощи планшетного компьютера, который мне было разрешено пронести на первый допрос. Перед началом допроса я подал Бороновскому официальное заявление, потребовав сделать аудиозапись. Он предоставил мне отказ только после допроса. В результате я записал отдельные фрагменты, которые показывают, что на официальном допросе сотрудник ПБ утверждает, что никогда не слышал о заявлении Рязанского, и что такого заявления вообще нет", — рассказал Лапса.