Вокруг вопросов демографической политики сейчас слишком много эмоций, а депутаты Сейма, занимающиеся этой темой, зачастую не считаются со здравым смыслом и реальными возможностями бюджета. Об этом в интервью журналу Ir заявила министр благосостояния Илзе Винькеле ("Единство").
Министр в очередной раз подчеркнула, что Минблаг настаивает на таких мерах, которые обеспечивают общее улучшение положения семей, а не только рост "материнских зарплат". "Невероятные, но маленькие, хорошие новости последних дней — Илмар Межс и "Клуб мам" положительно оценили наше предложение. Теперь мы говорим с коллегами в Сейме, пытаясь их убедить", — сказала она.
Отвечая на вопрос, зачем она год назад подписывала соглашение о демографии, если теперь Минблаг предлагает от него отступить, Винькеле сказала: "Было острое ощущение, что VL-ТБ/ДННЛ из-за этого может не поддержать бюджет… Казалось, что по-другому договориться не удастся. Поэтому была создана коалиционная рабочая группа по демографии, которую премьер попросил найти компромисс. Опыт в рабочей группе был такой, какого я не пожелаю ни одному человеку, даже работающему в политике".
"Это был формат, когда приходили депутаты Сейма — вплоть до языка жестов — и, развалившись в креслах, говорили: мы — народные избранники, мы решили, что будет так и так, а вы — правительство и чиновники — это обеспечите!", — рассказала Винькеле. Она сравнила это с ситуацией, когда жена приходит домой и сообщает мужу, что теперь семья будет жить в Марупе, и ее совершенно не интересует, где муж достанет на это средства.
"После первых собраний было ясно, что я чиновников министерства туда посылать не стану. У нас есть один очень талантливый парень, который отлично ориентируется в политике поддержки семьи, и он очень стойкий. Ходил он. Но, в принципе, я поняла, что не могу посылать людей из министерства, так как это полностью разрушает иллюзии о компетентности Сейма. Во-вторых, депутаты не считают чиновников людьми. Просто они по определению — некомпетентные, ленивые, настроенные на отговорки и, в принципе, существуют только для безоговорочного выполнения установок политиков", — отметила Винькеле.
Министр также считает, что многие политики паразитирует на теме семейной политики с целью увеличить собственную популярность. "Тема настолько чувствительная и актуальная, что, в принципе, выигрывает тот, кто громче прокричит и спросит у семей — хотите ли больше денег? Кто же скажет, что не хочет больше денег? В этом и заключается долг политика — подумать, что будет с этой семьей через полтора года. Хорошо, соберут деньги просто, без условий до полутора лет. И что потом? Подход должен быть таким, чтобы мама могла спокойно вырастить малыша до определенного возраста, но и не выпасть с рынка труда, чтобы выучиться и иметь перспективы. Представление о том, что женщина должна сидеть дома и рожать детей, заслуживает почтения, но оно устарело", — добавила Винькеле.