Foto: AFI

Погромы в Старой Риге в январе 2009 года привели к грандиозным политическим преобразованиям, считает политолог Ивета Кажока.

"Последствия были грандиозными. Президент тогда выступил с ультиматумом и Сейм действительно пошел на уступки, например, отказавшись от "принципа локомотивов". И это дало положительный эффект по составу парламента. Была изменения Сатверсме — народ получил право инициировать роспуск Сейма", — заявила Кажока в интервью порталу Delfi.

По мнению эксперта, вряд ли перемены были бы столь динамичными, если бы не погромы и последовавший за ними ультиматум Затлерса.

"За эти пять лет изменились отношения между властью и народом. Прежние поколения элиты позволяли себе полностью игнорировать желания избирателей. Теперь политики больше общаются с людьми. Взять тот же "твиттер" или различные дискуссии. Они не ведут себя так цинично, как это делали прежние правительства", — пояснила Кажока.

Эксперт считает, что после погромов, ультиматума и роспуска Сейма политики отдают себе отчет в том, что "над ними висит дамоклов меч, который теперь внесен в Сатверсме". К тому же, политики смягчили наказания за участие в погромах. "Раньше за такое грозило как минимум восемь лет тюрьмы. Такие варварские наказания могли вызвать серьезный протест", — считает она.

Комментируя причины событий 2009 года, Кажока отметила: "Сегодня в Украине мы видим, что протесты редко вызваны одной причиной. У людей было ощущение, что их совершенно не уважают. Конечно, это было связано с началом кризиса, социальными проблемами. После резкого подъема люди ощутили, что жизнь ухудшается. Но это могло остаться на уровне разговоров или эмиграции. Недовольство в обществе копилось еще со времен Калвитиса".

"Глупость власти, неспособность понять, что происходит, неправильные решения разозлили людей настолько, что в самый глубокий кризис больше не было кредита доверия", — сказала Кажока.

Политолог добавила, что слухи о "срежиссированных беспорядках" не подтвердились. "Временная дистанция и судебный процесс показали, что волнений были стихийными. Не надо искать какие-то заговоры. Как и в других странах, люди иногда сердятся по поводу политики, поддаются импульсу толпы, действуют так, как обычно не поступают", — отметила она.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!