"Okupācijas zābaku" akcija - 1
Fоtо: DELFI
В латвийском обществе сложилась парадоксальная ситуация: все, кроме советских мигрантов, признают факт оккупации, но делают вид, что оккупантов нет. Об этом в статье на портале Latvijas Avīze пишет историк, автор фильма Soviet Story Эдвин Шноре.

Шноре описывает скандал в Чехии, где в руководство Института исследований тоталитарных режимов попали бывшие "коммунистические коллаборационисты". Историк отмечает, что в Латвии такое словосочетание звучит непривычно. "Нацистские коллаборационисты — да, их мы знаем и единодушно осуждаем. А вот с коммунистическими коллаборационистами сложнее. Среди них никто не осужден, если не считать Альфреда Рубикса. Но и его грехи не были так уж велики, раз он гордо представляет нашу страну в Европарламенте", — иронизирует автор.

Шноре отмечает, что в Латвии говорят лишь о неких информаторах КГБ, но и их имена держатся в секрете. "Главными товарищами, которые заботились, чтобы советская оккупация продержалась здесь максимально долго, были руководители компартии Латвии, члены ЦК КПЛ. Это они отдавали приказы ЧК и координировали репрессии против борцов за независимость, напомнил он.

Как пишет историк, коммунистическая номенклатура затем трансформировалась в условиях капитализма, фактически сохранив власть. В результате Латвия стала одной из самых бедных и отстающих стран Европы.

Шноре поддерживает идею о проведении исследования, чтобы установить степень ответственности всех участников репрессий против диссидентов. По его словам, станет очевидно, что главную роль в них играли члены номенклатуры, а не рядовые "стукачи".

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !