4917 из 6244 опрошенных недовольны существующей в Латвии и Европе практикой единого перехода на летнее время с последующим возвращением осенью к своему часовому поясу. Свое мнение о влиянии таких переходов на разные отрасли народного хозяйства выразили также коммерсанты, негосударственные организации, государственные и муниципальные учреждения.
"Опрос выявил довольно сильные различия мнений в разных группах по поводу приобретений и потерь от летнего времени. Главными недостатками изменения времени называют нарушения естественных биоритмов, влияющих на качество и эффективность работы, а выигрышем — удлинение вечеров при солнечном свете и экономию электроэнергии", — сказала Урпена.
Она отметила, что в сельском хозяйстве работа носит явно выраженный сезонный характер, и время, которое можно целенаправленно использовать для работы вне дома, имеет существенное значение. Летом, особенно в жаркое время, сельскохозяйственники могут начинать работу пораньше, когда температура ниже. При этом в птицеводстве и молочном животноводстве перенос времени оказывает несильное негативное влияние в связи с трудностями адаптации у животных. В растениеводстве значительных изменений не наблюдается.
"В энергетическом секторе при переходе на летнее время наблюдается экономия энергии. Хотя частные лица и ощущают сокращение расходов на электроэнергию в летнее время, в государственном масштабе оно несущественно", — сказала Урпена.
В строительстве, с учетом сравнительно короткого строительного сезона в Латвии, переход на летнее время позитивно влияет на производительность труда и позволяет организовать работу в две смены. Коммерсанты указали, что отмена перехода на летнее время может привести к увеличению расходов на строительство.
В коммерческой сфере в летнем периоде наблюдается небольшая экономия электроэнергии. На отдельные отрасли переход на летнее время оказывает позитивное воздействие, например, на туризм. В этой сфере может удлиниться время оказания отдельных услуг, поскольку в светлое время суток наблюдается рост активности людей вне помещений. При этом коммерсанты сферы отметили важность обеспечения единой смены времени по возможности в большем числе стран, иначе возникают сложности при совершении трансграничных сделок.
"Представители здравоохранения указали, что световое дополнение во второй половине дня способствует как психологическому (профилактика депрессии), так и физическому здоровью — синтезу витамина D. Кроме того, более длительные светлые часы по вечерам дают возможность заниматься активной физической деятельностью на свежем воздухе. В то же время у отдельных людей смена времени вызывает дисбаланс физиологического суточного ритма и может приводить к нарушениям сна, что, в свою очередь, влияет на внимание и бодрость. Более чувствительны к изменению времени люди с нарушениями психического здоровья", — сказала Урпена.
Коммерсанты-транспортники единогласно указывают на важность гармоничного подхода к смене времени на территории Евросоюза. Ясно просматривается административная нагрузка на коммерсантов, сотрудничающих с партнерами в странах, в которых нет перехода на зимнее и летнее время.
Представитель Минэкономики отметила, что ЕК проводит опрос стран-участниц ЕС для выяснения влияния перехода на летнее время на внутренний рынок ЕС, а также мнений о возможности необязательного применения летнего времени в Европе.
"Министерство экономики направило в Еврокомиссию мнения, выраженные латвийскими жителями, коммерсантами, государственными и муниципальными учреждениями, негосударственными организациями. Чтобы не порождать дополнительных препятсивий и административных расходов, Латвия поддерживает единые действия на уровне ЕС. Проанализировав все приобретения и потери, возникающие у жителей и народного хозяйства Латвии в целом от переноса времени, Минэкономики предлагает Еврокомиссии взвесить возможность перехода на летнее время и сохранения такого порядка постоянно", — сказала она.
Урпена напомнила, что опрос не изменит существующий порядок, и 30 марта 2014 года Латвия, как и многие другие страны, перейдет на летнее время.
В опросе приняли участие 6244 респондентов, в том числе 4728 частных лица, 606 коммерсантов, 804 представителя государственных и муниципальных учреждений, 106 членов негосударственных организаций.