Экономическая: два пути из кризиса
Хотя в Латвии предвыборная кампания в Европарламент по традиции строится вокруг вопросов национально-этнической направленности, на общеевропейском уровне майские выборы — это в первую очередь спор двух экономических теорий по преодолению кризиса — консервативного (продолжать экономить) и социал-демократического (увеличить расходы на социальные нужды и создание рабочих мест). Предвыборные рейтинги оппонентов примерно равны. По разным опросам, Европейская народная партия и Группа европейских социалистов могут получить в новом ЕП по 205-215 мест.
В отличие от национальных парламентов в ЕП не существует понятия стабильной правительственной коалиции — для каждого решения формируется свой круг политических единомышленников. Однако чем шире представительство конкретной политической группы, тем выше ее шансы влиять на повестку дня и продвигать свои инициативы. Таким образом, значение имеет каждый дополнительный мандат. От Латвии ряды европейских "народников" хотят пополнить представители "Единства" и Союза "зеленых" и крестьян, к социал-демократам рвутся примкнуть фигуранты списка "Согласия".
Бюрократическая: главный по Европе
Другой важный вопрос, на который косвенно могут повлиять латвийские граждане, — назначение нового председателя Еврокомиссии. Лиссабонский договор, вступивший в силу 1 декабря 2009 года, увеличивает роль Европарламента при выборах главы "исполнительной власти ЕС". Имена самих кандидатов, правда, утверждает другой политический орган — Европейский совет, состоящий из руководителей государств и правительств стран-членов ЕС. Однако Евросовет при принятии решения обязан учитывать результаты выборов ЕП и возможность отказа Европарламента в утверждении кандидатур.
Известно, что Европейская народная партия выдвинет своим кандидатом бывшего премьер-министра Люксембурга Жан-Клода Юнкера, социалисты — действующего председателя Европарламента Мартина Шульца. Среди других возможных претендентов на ответственный пост упоминаются экс-премьер Бельгии, лидер европейских либералов Ги Верхофстадт и нынешний председатель ЕК Жозе Мануэл Баррозу, который на днях заявил о своем желании баллотироваться на третий срок.
Экс-премьер Латвии Валдис Домбровскис ("Единство") официально снял свою кандидатуру. Однако, как отмечают в кулуарах, ему может быть предложен взамен другой престижный по меркам ЕС пост, например, вице-президента Еврокомиссии.
Финансовая: кому — на икру, кому — на партию
Европарламент — это деньги. Ежемесячный оклад евродепутата — 8000 евро до уплаты налогов. Плюс щедрые социальные бонусы (медстраховка, пенсионные отчисления), командировочные и доплаты на репрезентационные нужды.
Доступное финансирование депутаты используют по-разному. Одни действуют по принципу "все в дом", распределяя оплаченные посты ассистентов среди своих близких людей, другие — умудряются содержать на европейские деньги целые партии (Татьяна Жданок открыто признавалась журналистам, что на средства, предназначенные на оплату помощников, в ее случае живет целая команда активистов в Риге).
Кадровая: фабрика звезд по-латвийски
Европарламентские выборы — удобная платформа для политических дебютов: компактные списки, отсутствие жестких тематических рамок, возможности для индивидуального пиара. В этот раз перед "новичками" открывается и дополнительный бонус — заявить о себе перед осенними выборами Сейма, куда попасть для многих на самом деле предпочтительнее, чем уехать в Брюссель.
"Свежие лица" посеяны в каждом списке. Из самых приметных: журналист Андрей Мамыкин ("Согласие"), юрист Елизавета Кривцова ("Согласие"), автор скандально известного документального фильма "Советская история", кинорежиссер Эдвин Шноре (VL-TБ/ДННЛ), бывший директор Латвийской Национальной оперы Андрей Жагарс ("Для развития Латвии"), экс-глава представительства Еврокомиссии в Латвии, ныне посол Латвии в Египте Ивета Шульца (СЗК), бывший президент Latvijas Krājbanka и экс-глава Канцелярии президента Мартиньш Бондарс ("Латвийский региональный альянс").
Идеологическая: в стиле "à la Russe"
Майские выборы предоставят хорошую возможность измерить градус настроений среди русскоязычной части общества. Конкуренция обещает быть жесткой: если пять лет назад за голоса нелатышских избирателей боролись только два крупных игрока — "ЗаПЧЕЛ" и "Центр согласия", то сейчас — в результате фактического раскола "ЦС" — их стало без малого четыре — "Союз русских Латвии" (новый бренд партии Татьяны Жданок), "Согласие" (локомотив — Борис Цилевич), "Альтернатива" (Александр Мирский) и Латвийская Социалистическая партия (Альфред Рубикс). Кроме того, интерес к русскоязычной аудитории будут, безусловно, проявлять две новые партии — проект Эйнара Репше "Для развития Латвии" и организация "Латвийский региональный альянс", которую на европейские выборы поведет экс-банкир Мартиньш Бондарс. Последний активно мелькает в русских СМИ, позиционируя себя как экономист, не разделяющий людей по национальностям. Похожую коммуникацию используют и соратники Эйнара Репше. В их рядах, кстати, есть даже кандидат нелатышского происхождения — депутат Сейма Владимир Рескайс, полгода назад покинувший ряды "ЦС".
Нельзя исключать, что попытки обаять русскоязычный электорат будет предпринимать и Союз "зеленых" и крестьян. Локомотивом списка выступает депутат Сейма и руководитель Латвийского детского фонда Андрис Берзиньш (не путать с президентом страны и бывшим премьером!). Однако роль агитатора по традиции должен сыграть не участвующий в выборах, но, судя по соцопросам, любимый публикой мэр Вентспилса Айвар Лембергс.
К чему приведет такое неожиданное разнообразие политических предложений, спрогнозировать сложно. В 2009 году русскоязычные избиратели своим активным и концентрированным участием обеспечили "пчелам" и "центристам" три из восьми доступных мандатов (Жданок, Мирский, Рубикс). Если сейчас голоса разделятся между большим количеством списков, часть из которых, естественно, не сможет преодолеть 5-процентный барьер, то общий перевес мест автоматически увеличится в сторону "Единства" и Национального объединения.
Скандальная: пауки в банке
Выборы — для политиков всегда шок. Неважно, кем является партия — заведомым аутсайдером или фаворитом гонки, — по мере приближения "дня икс" ее члены неизбежно узнают друг о друге много нового. Относительное миролюбие может сохраниться только в монолитных организациях, заточенных под одного лидера, таких как партии Рубикса и Жданок. Во всех остальных случаях неизбежны слив компромата на товарищей по списку, заказные кампании по вычеркиванию своих и даже риск партийного раскола по итогам голосования.
Еще одна характерная черта евровыборов — их непрогнозируемость. Рейтинги партий не всегда коррелируют с рейтингами конкретных кандидатов. Наличие индивидуальных рекламных бюджетов может полностью перетасовать любую тщательно составленную персональную колоду. Так, в 2009 году баллотировавшийся от "Центра согласия" и тогда малоизвестный в Риге даугавпилчанин Александр Мирский благодаря мощной рекламной кампании сумел подняться с седьмого места на второе и получить пятилетнюю командировку в Брюссель.
Дополнительную непредсказуемость в общую ситуацию вносит показатель явки. Для прохождения в ЕП список должен преодолеть 5%-й барьер. Чем меньше граждан 24 мая дойдет до избирательных участков, тем выше шансы непопулярных партий отобрать у лидеров хотя бы один мандат. При условии, конечно, что им удастся максимально мотивировать собственного избирателя.
Зрелищная: любой пиар, кроме некролога
Рекламная агитация — неотъемлемая часть любого предвыборного действа. Представители "Единства" в этот раз решили ударить по самиздату — увековечить себя в литературе перед выборами смогли и Сандра Калниете, и Инесе Вайдере, и Кришьянис Кариньш. Активистка СЗК Ивета Григуле в это время ездит к избирателям в гости с кренделями. Лидер списка "За развитие Латвии" Андрис Жагарс эффектно колесит по латвийским просторам на огромном красном грузовике. Кузов трейлера украшен портретом самого режиссера, в программе гастролей — более тридцати городов и населенных пунктов.
А вот кандидатов "Согласия" пока легче встретить в сети Facebook: известный журналист Андрей Мамыкин, например, успевает за день написать до шести постов и оставить несколько десятков комментариев. Не менее активен и лидер списка Борис Цилевич, который также активно общается с электоратом в социальных сетях. Представители латышских партий предпочитают самовыражаться в сети Twitter. Правда, за один заход здесь можно написать только 140 знаков, поэтому приходиться брать количеством. Баллотирующийся от Visu Latvijai!-"ТБ/ДННЛ" историк Эдвин Шноре в плодовитые дни выдает по 10-12 постов.
Популярен среди политиков и перекрестный пиар. Так, лидер "Союза русских Латвии" Татьяна Жданок в качестве предвыборной специализации выбрала украинскую тему, тем самым став музой для другого кандидата — Карлиса Шадурскиса, написавшего на Жданок жалобу в Полицию безопасности.
В схожей манере работают и креативщики партии "За развитие Латвии". Они смонтировали хвалебный видеоролик, героем которого теоретически может стать любой пользователь сети Facebook. Однако пока почетное право постебаться над собой предложено только кандидатам списка "Согласия". "Согласисты" его активно используют.