Чтобы удержать российского президента от новых авантюр на постсоветском пространстве, Западу нужно действовать решительно. А для начала на смену Обаме должен прийти сильный лидер, пишет Стив Форбс (на фото), главный редактор Forbes USA. Он предупреждает о том, что президент России Владимир Путин готов ввязаться в конфликт с Латвией, Литвой и Эстонией и превратить страны Балтии в вассалов Кремля.
Перевод мнения Стива Форбса (текст на Forbes.com - по ссылке) на русский язык приводит портал Forbes.ru (текст на русском языке - по ссылке). Портал DELFI приводит сокращенную версию мнения Стива Форбса.
Мысль о том, что Владимир Путин готов ввязаться в конфликт с прибалтийскими государствами — Литвой, Латвией и Эстонией, — в каждом из которых живет крупная русскоязычная диаспора, кажется абсурдной большинству обозревателей. Кажется только потому, что они не верят в возможность разрушения сложившегося после Второй мировой войны баланса глобальной безопасности западного мира — ведь все три бывшие постсоветские республики уже являются членами НАТО. А при вторжении российских войск на их территорию придется действовать даже беспомощному Бараку Обаме и пугливым лидерам Евросоюза.
Может, и так.
Но ведь и Путину, вдохновленному вялой реакцией Запада на грузинский и украинский конфликты, вовсе не обязательно развязывать против Прибалтики полномасштабную войну.
По примеру дестабилизации в Украине он может не вводить в открытую войска и не налаживать официальных поставок вооружений: достаточно "раскачать" ситуацию, ослабить Литву, Латвию и Эстонию, так чтобы те превратились в политических вассалов Кремля. Этим займутся специально натренированные агенты и провокаторы, способные организовать массовые волнения и хаос. Экономики трех стран рискуют оказаться на грани краха.
И у США и НАТО не найдется адекватного ответа. Без прямого вторжения Путин может сделать бессмысленным сам факт существования Североатлантического альянса. И на мой взгляд, он ни за что не упустит такой шанс.
Что делать Западу — понятно. Но претворить этот план в жизнь способна лишь сильная американская власть. Вот первоочередные задачи:
1) Поставить в Украину достаточный объем современных вооружений, чтобы страна смогла защитить свои территории и добиться ухода российских войск.
2) Провести эмиссию украинской валюты, чтобы стабилизировать гривну и предотвратить экономический коллапс в стране.
3) Разместить войска НАТО, включая американские подразделения, на постоянной основе в Польше и странах Прибалтики. Это остудит пыл Путина, поскольку разжигание конфликта станет чревато вовлечением в него войск США и государств ЕС. В свое время аналогичные маневры удержали СССР от нападений на страны Западной Европы, а Северную Корею — от возобновления войны с южными соседями.
Недавние обещания НАТО о готовности оперативно дать отпор военной угрозе с Востока в случае скрытой агрессии Путина не сработают. Уверенности правительствам прибалтийских стран придаст только постоянное военное присутствие Запада. А местные сепаратисты дважды подумают, прежде чем затевать беспорядки в надежде на помощь Москвы. Что можно предпринять еще?
1) Резко ужесточить финансовые санкции, как против российских олигархов, так и против большего количества российских банков и корпораций. Если Москва вторгнется на территорию стран НАТО, все российские фининституты должны быть отрезаны от международной банковской системы, что приведет к их неизбежному и быстрому коллапсу.
2) Благодаря слабой американской валюте Россия с начала прошлого десятилетия заработала сотни миллиардов долларов на экспорте нефти и газа.
3) Ускорение строительства СПГ-терминалов для поставок газа в страны ЕС подаст Европе и остальному миру ясный сигнал: США готовы покончить с гегемонией России в экспорте "голубого топлива" и избавить своих партнеров от энергетической зависимости от Кремля.
4) По примеру того же Рейгана всем силам в экономике США следует действовать сообща, чтобы противостоять российской угрозе. В 80-х стойкость, проявленная Штатами, деморализовала Москву. Впрочем, чтобы история повторилась, Америке как минимум нужен новый президент.