Как ранее указало разработавшее поправки Министерство образования и науки (МОН), их цель — обеспечить гласность информации о расходовании бюджетных средств, что является неотъемлемой функцией демократического госуправления.
Несмотря на то, что премьер-министр Лаймдота Страуюма в начале рассмотрения законопроекта указала, что решение по этому вопросу нужно принимать в следующем году, потому что он не входит в пакет вопросов о бюджете 2015 года, министры все же договорились направить этот законопроект в Сейм.
Представитель МОН Эвия Папуле сначала предложила публиковать зарплаты педагогов на интернет-страничках школ без указания личных данных, но правительство ее не поддержало.
В министерстве считают, что поправки необходимы, чтобы отслеживать потоки денежных средств от самоуправлений до педагогов. Сегодня МОН в состоянии проследить за деньгами до самоуправления, но не дальше, когда средства распределяются в школы. МОН желает убедиться в том, что на данном этапе все происходит честно. Кроме того, прозрачность в расходовании средств является одним из главных условий при внедрении новой модели оплаты труда учителей.
Латвийский профсоюз работников образования и науки (ЛПРОН) в связи с этим заявил, что не понимает смысла нововведения и рассчитывает получить объяснения. Как заявил представитель профсоюза Эдгар Григорьев, ЛПРОН будет возражать против обнародования личных данных учителей, так как это приведет к ненужному ажиотажу.
Это не означает, что профсоюз хочет скрыть заработки учителей. ЛПРОН готов к компромиссам — например, обнародовать зарплаты по категориям должностей, но без упоминания фамилий, как это происходит с работниками госуправления.
Также Григорьев указал, что в таком случае следует обнародовать зарплаты пожарных, полицейских и других работников государственных учреждений.
В случае, если правительство все же примет поправки, важно, чтобы публиковались и данные о том, за какую нагрузку учитель получает свою зарплату.
Руководитель Латвийского союза свободных профсоюзов Петерис Кригерс также считает, что общество в Латвии еще не достигло уровня, чтобы позволить себе публиковать зарплаты каждого педагога. "В Канаде, например, бастовали хоккеисты, у которых контракты на много миллионов, и их поняли и канадцы, и вся Америка. В Латвии это не так — если начнут бастовать учителя, то многие скажут — для этого нет оснований, они и так получают достаточно большие зарплаты", — сказал он в пятницу в интервью RigaTV24.