"Слияние Рижской русской средней школы им. М.Ломоносова с Рижской школой №40, означает слияние славяно-арийских детей с евреями-ашкенази… Основываясь на международных исследований психогенетиков, не требует доказательств, что при слиянии этих школ определен неизбежный и необратимый ущерб психическому и физическому здоровью наших детей!" - письмо с таким содержанием получила директор 40-й школы сразу после того, как Рижская дума объявила о присоединении к ней 23-й (Ломоносовской) школы…
Авторами этого "майн-кампфа" в миниатюре тут же заинтересовалась полиция. Но и без него бои учителей и родителей на баррикадах двух центральных школ шли вплоть до последнего дня каникул 2011 года.
В прошлом году не менее болезненный процесс пережили еще два учебных заведения с именем и традициями — "немецкая" школа им. Гердера перебралась с центральной улицы Сколас в помещения Рижской русской школы в мрачный район Гризинькалнса. И в этом сюжете шепотов с криками хватило на год. Сейчас волнения улеглись: коллективы успешно объединились, здание объединенного учебного заведения реновировали, район подчистили.
На кону — очередное слияние: в январе Рижская дума постановила, что 34-я "английская" школа примет под свое крыло соседнюю 68-ю школу. Казалось бы, ситуация яснее ясного: там — перебор, тут — недобор, там — две смены, тут не всегда набирается одна. Но родители снова в претензиях, а учителя — в тонусе…
Елена Ведищева, директор 40-й школы: "Почему родители забыли о детях?"
На момент слияния в 2011 году 40-ю школу с углубленным изучением английского языка посещали 960 детей в две смены, в 23-й (Ломоносовской) училось чуть более 200. При том, что за несколько лет до этого "ломоносовцы" приняли в свои ряды учеников из других реорганизованных школ — 17-й, 30-й и 18-ю (им. Льва Толстого).
Сегодня объединенное учебное заведение N40 посещают 1040 учеников в одну смену: начальная школа (1-5 классы) поселилась в здании на ул. Акас, старшеклассники — на ул. Тербатас. У школы появился спортзал, возможность проводить консультации, группы продленного дня, занятия по интересам, в том числе танцевальный кружок…
Бывшая завуч 40-й школы по учебной части Елена Ведищева стала директором как раз в 2011 году, когда на пенсию ушла ее предшественница педагог и организатор с непререкаемым авторитетом Галина Ефремова.
"Уже после встречи директоров и завучей в Департаменте образования Риги стало ясно, что Ломоносовская школа без боя не сдастся. При том, что 40-я школа обязалась принять всех учеников и не переделывать программы для старшеклассников. Иногда у меня возникало ощущение настоящих боевых действий: когда книги из школьной библиотеки вдруг оказывались в мусорнике, когда экзамены в 9-12 классах принципиально велись под шум стройки (реновация здания началась в мае, но 23-я школа отказалась от предложенных ей помещений гимназии Наталии Драудзини), когда музей 23-й школы передали не нам, а в Городской школьный музей, с замечанием "Зачем вам это барахло?"
Директор 40-й (в то время) Галина Михайловна Ефремова провела более 30 встреч с родителями Ломоносовской школы. Объявления о собраниях она вынуждена была давать через газеты — иных возможностей не представлялось. И если одних родителей интересовали школьные программы с учебниками, то другие озвучивали самые невероятные слухи — уверяли, что в 40-й учатся лишь необузданные дети олигархов, которые платят за все фантастические суммы.
Не рвались на встречу с новым директором и "ломоносовские" преподаватели. В итоге, в 40-ю школу перешли 140 детей, 11 учителей (из 33) и ни одного представителя администрации. Последние утверждали, что в июне суд пересмотрит дело в пользу Ломоносовской школы, и предлагали родителям не идти навстречу переменам. В итоге, руководству 40-й школы до последнего момента было не ясно, сколько у них первоклассников.
Не отставали по части мифотворчества и родители 40-й. Некоторые просили записать их детей куда угодно, только не в "ломоносовский класс". "И совершенно напрасно, — уверена Ведищева. — К нам пришли очень светлые дети, которые быстро влились в коллектив. В их числе были и совершенно блестящие ученики — победители олимпиад по физике, математике, английскому… Впрочем, не скрою, не все "ломоносовские" дети прижились у нас. Были ребята, которые сменили школу уже на первых неделях обучения — им показались слишком жесткими наши требования, система оценивания и контроля".
Отдельным вопросом стояло название объединенной школы. При том, что 23-я школа называла себя преемницей старейшего русского учебного заведения Латвии — Русской Ломоносовской женской гимназии — в ее официальном названии имени ученого не фигурировало. Ровно как и в названии 40-й школы не было фамилии общественного деятеля Атиса Кениньша, построившего здание на Тербатас (под латышскую женскую гимназию).
"Поскольку объединение велось на базе 40-й школы, я считаю, что сохранение ее названия было закономерным, — говорит Ведищева. — Недавно, при поддержке Православной церкви, мы установили на стене здания на Акас мемориальную доску, посвященную Адриану Моссаковскому, первому директору Рижской городской русской школы, которая с 1929 по 1935 год находилась на улице Акас; и выдающемуся педагогу, председателю Рижского общества русского образования Елпидифору Тихоницкому. Так мы сохранили память о двух людях, которые в разгромленной, голодной и холодной Первой республике поднимали русское образование. В ближайших планах — возродить "ломоносовский" школьный музей и ученический литературный журнал "Русская речь".
По мнению Елены Ведищевой, объединение могло пройти куда безболезненнее и эффективнее, если бы все стороны больше думали о детях и меньше о своих амбициях и слухах.
Наталья Рогалева, директор 34-й школы: "Главное - никому не нервничать!"
В этом учебном году 34-ю школу посещают 1038 учеников в две смены. В 68-й школе на ул. Дзирциема учатся 334 ребенка. При том, что первая школа была изначально рассчитана в среднем на 800 человек, а вторая — на 700.
34-я школа напротив Ботанического сада с углубленным изучением английского языка и весьма удобным транспортным сообщением (сюда удобно подъехать из Юрмалы, Баложи, Марупе) всегда была востребована. Раньше зачисление в школу осуществлялось на конкурсной основе — отбирали самых мотивированных и талантливых. Престиж школы рос. Получавшие "отказные письма" родители переживали.
Теперь школы обязаны в первую очередь брать первоклашек из своего микрорайона. И родители всеми силами декларируют детей в микрорайоне школы.
68-я школа расположена не так удобно. Она пыталась найти свою "изюминку" в изучении китайского языка — не пошло. В итоге, она стала заложницей падения рождаемости. А учителя стали посматривать на большие школы, где больше платят.
Когда в 2011 году Наталья Рогалева заступила на пост директора, идея о кооперации с 68-й школой уже витала в воздухе: "Дети учились в две смены, но помещений катастрофически не хватало, ведь для углубленного изучения иностранного языка классы делятся на три группы. Не было возможности проводить консультации сразу после уроков, удобно разместить продленку… Обсуждался вопрос пристройки, но некуда было пристроить. Было предложение надстроить четвертый этаж, но здание могло не выдержать. Тогда возникла мысль… использовать часть помещений не перегруженной учениками соседней школы. Но к тому времени Рижская дума уже имела опыт сливания школ, и она предложила нам мыслить в этом направлении. Естественно, что 68-я школа расстроилась. Ведь своя вотчина — это своя, а объединение — это уравнение со многими неизвестными".
Наталья Валентиновна призналась, что с ужасом посмотрела телесюжет о родительских собраниях в 34-й и 68-й школах. "Меня поразила уверенность некоторых наших родителей, что в районе 68-й школы царит "иная социальная среда". Это же в двух кварталах от нас! Не менее удивительны картинки, которые рисовали родители 68-й школы, мол, папы-мамы 34-й — распальцованные хозяева жизни, которые ездят на "лексусах", носят золотые цепочки и устраивают драки за место их ребенка на школьной линейке.
Уверена, что родители хотят своим детям лучшего, а все страхи — от незнания. Очень скоро все лично убедятся, что одни не маргиналы, другие — не мажоры. От объединения выиграют все. Дети 34-й не будут ждать часами, когда освободится кабинет для консультации, а дети 68-й получат больше кружков. Ведь у большой школы выше уровень финансирования: у них оплачено лишь 60 часов образования по интересам, у нас — почти 130. И еще у нас есть замечательный спортзал, где можно проводить спортивные мероприятия".
План объединения — самый щадящий. Первые четыре года никто никуда не переезжает. Все ученики, которые уже учатся в одной или другой школе,останутся на своих местах, со своими учителями и программами (по желанию, им усилят преподавание иностранных языков). С сентября в помещения 68-й придут учиться те, кто ни в одном из зданий еще не учился- это первоклассники. Через год к ним присоединятся новые первоклассники. И так четыре года подряд, пока вся школа не станет начальной.… Родителям первоклассников будут предлагать на выбор: либо программу 34 школы (углубленный английский, а также французский и немецкий языки с пятого класса), либо программу 68 школы (английский с первого класса, китайский и немецкий язык с пятого класса). Выбор за родителями первоклассников.
Через четыре года помещение на ул. Дзирциема превратится в уютную начальную школу с утепленным фасадом и последующим ремонтом. А все старшие школьники перекочуют на улицу ул. Кандавас. Разумеется, все эти годы школа будет вести интеграционные мероприятия по сплочению коллективов. "Не скрою, уже сейчас я слышу разговоры о том, что некоторые родители хотят перевести своих детей в другие школы — боятся, что не потянут наш "высокий уровень требований". Но, по-моему, объединение делается для того, чтобы повысить качество образования в Риге. Надо стараться лучше учить, а не меньше требовать", — считает Рогалева.
Наталья Валентиновна призналась, что до сих пор у нее была возможность встречи лишь с директором 68-й школы, которому предложено стать ее заместителем и координатором всех процессов в здании на ул. Дзирциема и администрацией этой школы. "Увы, у меня не было шанса сказать учителям 68 школы, чтобы они не нервничали. Поверьте, перегруженные педагоги 34-й школы не намерены отнимать хлеб у коллег. Наоборот, им могут предложить дополнительную работу. Конечно, я не могу гарантировать сохранение статуса всей администрации 68-й школы. После тарификации мы решим, кому и что сможем предложить. И первый разговор об этом начнется уже 18 марта на очередной встрече администраций школ".
Школьные сокращения в цифрах: Рига и Латгалия — лидеры
С 2009 года Министерство образования и науки поддержало закрытие 98 школ. Больше всего — в Латгале и Риге. Чаще всего закрываются именно русские школы. Спрос на них значительно меньше. Все больше русских детей выбирают школы с государственным языком обучения.
Оптимизация школьной сети началась из-за экономического кризиса в 2009 году, когда реорганизовано было 84 учебных заведения, закрыто — 57. В Риге в 2009 году работали 140 школ, на данный момент их осталось 117.