Fоtо: AFP/Scanpix
Оппозиционный белорусский музыкант Змитер Войтюшкевич, побывавший в Риге с авторалли "Let’s open Belarus!", рассказал порталу Delfi, что не так с нынешней Беларусью. Его оппонентом выступил рижский музыкант с белорусскими корнями Андрей Яхимович, не скрывающий своих симпатий к президенту Беларуси Лукашенко.

Авторалли "Let’s open Belarus!" по маршруту Хельсинки — Таллин — Рига — Осло — Копенгаген — Гетеборг — Гданьск Змитер Войтюшкевич организовал вместе с гражданской активисткой, представителем кампании "Говори правду" Татьяной Короткевич. Цель акции — информирование европейцев и граждан Беларуси, проживающих в европейских странах, о состоянии развития культуры и гражданского общества в Беларуси.

В Риге белорусских гостей приняло общество "Свитанок" в помещениях Ассоциации Национальных Культурных Обществ Латвии им. Иты Козакевич. А вот местная белорусская школа в площадке отказала. "Наверное, побоялись реакции посольства", — предположил музыкант.

Fоtо: Пресс-фото

Войтюшкевичу к отказам не привыкать. На родине его фамилия уже много лет в так называемых "черных списках": "Наш министр культуры утверждает, что никаких таких "списков" нет, но за четыре года мне лишь однажды удалось организовать свой концерт. Хотя пытаюсь это сделать каждый месяц. Местные власти дают разрешение, но в последний момент клубы отказывают по надуманной причине — то электричества нет, то канализацию прорвало, то вспомнили, что у них другое мероприятие…

В регионах директора Домов культуры открытым текстом говорят: даже не рыпайтесь, пока сверху не будет отмашки. И я не один такой. Сергей Михалок (экс "Ляпис Трубецкой") вообще переехал на Украину. По его словам, причиной переезда была опасность оставаться в Беларуси. Я же хочу жить на родине и петь на белорусском языке. И готов за это бороться культурными методами".

Змитер Войтюшкевич: "Я бы не хотел помнить, какая фамилия у моего президента!"

Fоtо: Из личного архива
По просьбе портала Delfi, Змитер Войтюшкевич (ЗВ) и Татьяна Короткевич (ТК) обозначили "болевые точки" современной Беларуси.

ЗВ: "У нас нет внимания к национальной культуре. Мало того, если ты поешь по-беларуски (сохраняем орфографию Змитера, — прим. Ред.) и используешь национальную символику (например, бело-красно-белый флаг), можно даже сесть в тюрьму или получить дубиной по голове. При том, что я ни в коем случае не националист. У меня есть и русскоязычный репертуар".

ТК: "Беларуский язык подвергается гонениям. В Беларуси почти нереально получить образование на родном языке. На двухмиллионный Минск — всего две гимназии и, как говорится, полтора "беларуских" садика. О высшем образовании и речи не идет. Кроме филологических факультетов. Мы со Змитером всегда хотели, чтобы наши дети знали язык своей родины".

ЗВ: "Президент игнорирует свой язык. Кстати, Лукашенко вполне прилично владеет им, но практически не употребляет. Как-то наш президент заявил, что есть только два языка, на которых можно высказать глубокие и красивые мысли, — русский и английский. Я с этим не согласен, что доказываю своим творчеством".

ЗВ: "Лукашенко взялся за евреев. В недавнем ежегодном послании парламенту он дал указание губернатору Минщины, еврею по национальности, "взять под контроль всех евреев, проживающих в стране". Что это значит и как это будет происходить? У меня жена — еврейка. Соответственно, и дети. Чего нам ожидать?

ТК: "Руководитель страны заявляет, что с представителями демократии ему не о чем толковать, поскольку, на его взгляд, за нами ничего нет. То есть, та часть общества, которая стремится к переменам, не мирится с сегодняшним застоем в стране, с точки зрения власти воспринимается пустым местом".

ЗВ: "Вся наша система работает на одного человека. Все чиновники и местная власть назначаются сверху, у народа не спрашивают. Я все время слышу: Батька то да Батька се! Но я бы не хотел даже помнить, какая фамилия у моего президента!"

ТК: "У соперников Лукашенко — незавидная участь. Между тем, в Беларуси уже выросла новая генерация людей, которые не понимают, почему 20 лет президент не меняется. Хотя везде вокруг новые лидеры. Налицо застой и стагнация. Но любой другой претендент на власть у нас обречен на огромные сложности".

ЗВ: "Союзникам политических оппонентов режима мстят. На прошлых выборах я был доверенным лицом оппозиционного кандидата в президенты Беларуси Владимира Некляева. В день выборов его избили до потери сознания и арестовали. А я с тех пор снова оказался в "черных списках"…

ЗВ: "Мы близко к Европе, но остаемся закрытой страной. Туристам к нам не просто попасть. А беларусам, чтобы выехать, нужна виза. Да, пока Европа не может заменить Россию в экономических вопросах. Мы — сборочный цех для тракторов, сельхозмашин, которые все с большим трудом продаются лишь на востоке. Но надо хоть небольшими шагами двигаться в сторону Европы. Ведь наши восточные соседи становятся все более нестабильными.

ТК: "Растет число людей, которые хотят жить в независимой стране. Таких — около 30%. Из остальных часть за союз с Россией, часть — с ЕС. Но любая альтернативная точка зрения системой воспринимается негативно. Хоть социология утверждает, что белорусы не хотят повторений сценария Украины.

ЗВ: "Наша экономика держится на больших дотируемых предприятиях. На некоторых люди работают по два-три дня в неделю. Не развивается средний и малый бизнес, которые могут создавать новые рабочие места. Допустим, когда нефть стоила 100 долларов, для нас, экспортеров нефтепродуктов, не было проблем достать необходимые ежемесячно два-три миллиарда дотаций. 20 лет провисели на российской сиське, где всегда было много молока, а тут "кормящая грудь" враз иссякла. Вместо очередного миллиарда Лукашенко дали орден.

Все эти годы правительство лишь налаживало связи и продавало то, что еще при советской власти было придумано. Но сейчас цена на нефть упала, а экономикой 20 лет никто толком не занимался… Без срочных и комплексных реформ мы скатимся в экономическую бездну".

ТК: "Наши граждане социально не защищены. Зарплаты в этом году решили не поднимать, а стоимость коммунальных услуг, пусть медленно, но неумолимо растет. Из-за падения курса белорусского рубля почти на треть упали пенсии. Как выживать на 200 долларов старшему поколению, особенно тем, у кого нет помощи от родных? Не лучше и их детям. Работа ведь должна быть такой, чтобы ты не просто оплачивал коммунальные услуги, но и имел возможность развиваться, строить свою семью. А у нас многие молодые люди получают высшее образование, а потом идут работать не по специальности".

Ввели налог на "тунеядцев" — обложили данью тех, кто не работает или зарабатывает фрилансом, за рубежом — в основном в России, не выплачивая налоги. По мнению чиновников, половина неработающих, на самом деле, незаконно работают. Ну так с ними пусть и борются, а для фрилансеров нужно придумать схему, как платить налоги. Что касается работающих на российских стройках, то не лучше ли вместо их преследования организовать достойные условия труда у себя на родине? Иначе попросту повымывается квалифицированная рабочая сила…

ЗВ: "Беларусь хвалят за порядок, приписывая его Лукашенко. Но белорусы всегда умели навести в доме порядок! С Батькой или без. Это не сложно — это часть нашей культуры. Замечу: врожденной. А вот что дальше? Впереди — большой кризис. Надо принимать решения. И опросы показывают, что тяга к переменам сегодня у 40-50% беларусов".

ТК: "Власть убеждена, что у нас "народ и партия едины". Дескать, в Беларуси лучше, чем у остальных, значит все делалось и делается правильно. А если где-то косячок выскочит, значит… евреи виноваты! Ну и "пятая колонна" вредит да палки в колеса вставляет. Только все меньше народу верит в такую замшелую пропаганду и сказочки о мировом сионистском заговоре и отечественных вредителях".

Андрей Яхимович: "Батька — это наш Улманис Первый, а при нем Латвия процветала!"

Fоtо: Māris Morkāns
По просьбе портала Delfi, лидер латвийской рок-группы "Цемент" Андрей Яхимович объяснил, почему он поклонник деятельности Александра Лукашенко.

- А мы без проблем выступали в Беларуси! В конце 90-х, когда Лукашенко уже был у власти, наша группа пела в зале Минской филармонии на одном фестивале. И никто не требовал заранее утверждать репертуар. И сейчас я вижу по рекламе, что в Беларуси гастролируют "западники". Хотя, конечно, это безобразие, если теперь появилась цензура.

Тут я бы поделился своим советским опытом, когда нам надо было согласовывать регистрировать тексты и музыку в Доме народного творчества. Это шло под эгидой борьбы за качество исполнителей, но иногда доходило до смеха. Например, у меня спрашивали: а почему у вас в мелодии пять нот "до"? Но выкручивались мы просто: писали в "рапортичке" Антонова или Пахмутову, а исполняли другое. Если что, говорили, что это неизвестная песня Антонова.

Вот уж кого трудно обвинить в национализме, так это Лукашенко! Сколько я слышу его речи, он уважает все нации. Именно поэтому он чаще говорит по-русски, ведь в Беларуси это язык межнационального общения, который понимают все. Но в глубинке он выступает по-белорусски. Так что все разумно, по ситуации.

Насколько я знаю, любимый принцип Батьки — 50 на 50. В том числе, и в языках. В русских школах обязательно учат белорусский, в белорусских — русский. И нет проблем, чтобы кто-то чего-то не понял. Любой документ тебе по первому требованию переведут с русского на белорусский и обратно.

Евреев Лукашенко не оскорблял. В своем выступлении он в шутливой форме обратился к председателю Минского облисполкома, еврею по национальности, с просьбой навести порядок с евреями. Это, как если бы я обратился к латышу из моей группы и попросил быть ответственным за "латышскую ритм-секцию". Вот если бы подобное "распоряжение" отдали белорусу — это был бы другой коленкор.

Беларусь — единственная республика, восстановившая советский флаг. По-моему, в данном случае, это вполне обоснованное решение. Тем более, поддержанное народным референдумом. В нынешнем виде Беларусь состоялась именно в составе СССР. И люди не вычеркнули этот огромный участок из небольшой истории своей молодой страны.

Это, конечно, печально, если за другой флаг человека могут посадить. Но ведь и в Европе такое возможно. Скажем, у меня с советских времен серьга в виде серпа с молотом. За этого могли посадить тогда и сейчас.

"Батька" всегда подчеркивает независимость своей страны. Он так и сказал, что "есть умники, которые заявляют, что Беларусь это часть русского мира и чуть ли не России. Забудьте!.. Мы заставим любого уважать наш суверенитет и независимость, кто помышляет, что не было, мол, такой страны. Не было, а сейчас есть".

Заметьте, несмотря на все инфляции, он сохранил и национальную валюту. Ведь без нее страну нельзя считать в полной мере независимой.

Для Европы это нормальная практика, что большие предприятия дотируются. Скажем, Латвия берет у ЕС деньги на крупные проекты. У Лукашенко и тут политика 50 на 50: государство в роли бизнес-партнера. Даже в казино. В Швеции, например, которая такая же по величине, это обычная практика. Тот же Statoil — полугосударственный.

Лукашенко тоже не оставляет все на откуп рынка, который, как показывает практика Латвии, моментально бы стер крупные предприятия. Но без большого бизнеса не будут развиваться малый и средний. У людей не будет покупательной способности. То, что во время экономического кризиса заводам давали больше дотаций для сохранения — это совершенно правильно.

Кстати, наш Карлис Улманис тоже дотировал государственные предприятия. Деньги делал на экспорте масла и бекона, а вкладывал в ВЭФ, РЭЗ. И государственные банки развивал. У него был принцип: латвийский товар за латвийские деньги. Думаю, Лукашенко его бы поддержал. В итоге, везде был кризис, а Латвия тогда выстрелила вверх. Лукашенко для полного счастья не хватает лишь порта — тогда бы он показал всей Европе.

Новых технологий нет? А как же мой любимый Viber?! Полноценный конкурент Skype, разработанный в Беларуси. Трепаться по "виберу" куда дешевле, чем по "скайпу".

Готов целовать Лукашенко за одну только белорусскую обувь. Я перепробовал все. Дерьмо! А эта удобная, простая бюргерская обувь. Технологии немецкие, кожа белорусская — 50 на 50. Если не будет дотаций, придется белорусам выбирать между дорогой и качественной немецкой и китайским кошмаром. А тут, даже если начнется третья мировая, подошва не сломается. И это касается почти любого белорусского товара. Да, конфеты — не изысканные, но там настоящий сахар, сгущенка и орехи. Да, колготки не тонкие, но не порвешь.

У Лукашенко всегда ясно, чем он занимается. Это у нашего президента половина графика — некая "работа с бумагами". Снимаю шляпу перед пиарщиками Лукашенко. Они прекрасно доносят то, что человек хочет сказать. Иногда с улыбкой, но очень доходчиво. Мы же так привыкли к дурацким высказываниям с серьезным лицом, что нормальная человечная речь без лишнего политеса вызывает у нас шок.

Я все время слышу: что бы белорусы без России делали?! Плевать, нашли бы, чем заняться. Лукашенко договорился с Путиным о выгодных для Белоруссии ценах? А это и есть бизнес. Не будет выгодно с Россией — он еще с кем-то договорится. Где проводили переговоры о мире на Украине? Не в Брюсселе — в Минске.

Несменяемость власти — да, проблема. Но у нас проблема — сменяемость: наворовал, наворотил, ушел на дно. В Беларуси тут тоже я вижу параллель с нашим Улманисом. Жили бы они в одно время — были бы друганами. По прошествии лет, очевидно, что для Латвии, с ее 36 вечно спорящими партиями, диктатура Улманиса была единственно верным путем развития.

Да и сейчас в Латвии мечтали бы называть президента Батькой. Или Тетушкой. Это нормально для страны. Это счастье, когда такое есть. Да, Лукашенко не вечен! Но когда он уйдет, вы еще памятник ему поставите: он сохранил страну.

Беларусь — нормальное европейское капиталистическое государство. Гораздо более самостоятельное, чем Латвия. Выехать можно, интернет не зажимают, бизнес открывают… Что еще надо? В любых вариантах всегда есть плюсы и минусы. Если что-то не нравится — давайте свои предложения и аргументы. Предложение не дотировать заводы, пусть развалятся, ниже всякой критики.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !