В этом году жителям Латвии предстоит усиленная муми-доза: свой новый альбом "Пиратские копии" группа "Мумий Тролль" презентует 10 июля на фестивале "LMT Summer Sound" в Лиепае и в полномасштабном сольном концерте покажет 12 ноября в "Арена Рига".
Такое внимание к Балтике не удивительно — более 20 лет творческого пути Ильи Лагутенко, выходца из приморского Владивостока, тесно связаны с Ригой, где у музыканта много друзей, в общении с которыми рождались новые песни и клипы группы "Мумий тролль". И по сей день, встретить на пляже экстравагантного велосипедиста, везущего в тележке двух красавиц-дочек, для местных жителей — привычное дело. С заполняемостью залов на латвийских концертах тоже традиционно нет проблем.
Почему за булочку мы платим, а за музыку - не хотим?
- На фестивале в Лиепае вы заявлены хэдлайнерами наравне с финской группой Apocalyptica — вас что-то связывает? И чем конкретно вы порадуете зрителей ваших латвийских концертов?
- Писательница Туве Янссон, автор книги про фантасмагоричных персонажей муми-троллей, чье имя стало прообразом Мумий Тролля, была родом из Финляндии, как и Apocalyptica. Так что определенная связь имеется.
Что касается концертов, то впервые для себя мы разработали единую видео-концепцию наших выступлений. Это аниме-эпос рассказывающий о жизни супергероев на секретной подводной базе Мумий и Троллей.
Кроме песен с нового альбома "Пиратские копии" и ожидаемых мега-хитов, мы также вспомнили песни, с которых начиналась наша группа. Некоторые из них удивительно созвучны с сегодняшним днем — зачастую слушатели даже не подозревают, что я их написал, когда мне было 15 лет.
- Многие восприняли название вашего нового альбома "Пиратские копии", как вызов миру нелегальных распространителей музыки. Насколько вы сами страдаете от пиратов и что предлагаете для борьбы?
- Сегодняшняя цифровая реальность такова, что практически любой продукт интеллектуального труда — фильм или музыку, можно получить с одного клика в личное пользование, ничего не заплатив авторам. Это такие пируэты эволюции культуры потребления, вернее, ее отсутствия, и такое происходит во всем мире. Вы легко платите за булочку в супермаркете, о которой скоро не останется и воспоминания, но почему-то не готовы отдать деньги за музыку, которая, возможно, будет саундтреком какой-то части вашей жизни.
Что до термина "пиратство", мы параллельно придерживаемся еще одной его трактовки: в переводе с древнегреческого "пират" означает "пытающий счастья, испытывающий свою судьбу". Так и наш Мумий Тролль с каждым альбомом отправляется к неизведанным берегам, начиная каждый раз с чистого листа.
- Российские музыканты испокон веков зарабатывали концертами, а не продажей дисков. Возможно, они оказались на шаг впереди "прогрессивного западного мира"?
- В какой-то мере, да: морально более подготовленными и не рассчитывающими на баснословные барыши. Сложнее всего молодым музыкантам, им непросто сейчас заработать внимание публики. Какие бы новые технологии распространения музыки не появлялись в виртуальном арсенале, любовь публики зарабатывать приходится лишь встречами в реальном мире.
- Три года назад на своем выступлении в "Арена Рига" во время Праздника города, вы устроили сюрприз. Первая часть концерта состояла из муми-хитов, а потом, когда половина публики ушла, думая, что все закончилось, началась вторая часть — космическая…
- (Смеется) Вы имеете в виду наш проект "Космический рейс" с группой Aeronautica: мы озвучили один из первых научно-фантастических фильмов "Космический рейс", снятый в 1935 году. Получился ретро-футуристический перформанс. В концертом варианте мы показывали его всего дважды — в Риге и Петербурге, на "бис" к основному концерту. Мы также адаптировали этот проект для полнокупольного просмотра в планетариях. Мне нравится пробовать выходить за рамки традиционных выступлений, в том числе и в космос. И я благодарен нашей публике за поддержку и терпение.
- Два года назад ваша группа совершила 14-месячное кругосветное путешествие на барке "Седов", о чем сняли фильм "SOS Матросу!" Какие впечатления от вояжа?
- Кругосветное путешествие, когда ты в море, вдали от сиюминутных проблем и новостей, кажущихся такими важными, дает возможность взглянуть по-новому, прежде всего, на себя. Это был очень ценный опыт.
Фильм "SOS Матросу!" уже почти готов, планируем представить его публике осенью. В нем снялись музыканты группы Мумий Тролль, члены команды барка "Садов" и наши друзья. С режиссерской частью помог мой лос-анджелесский приятель Денни Дрисдейл, — он снимал клипы для The Killers и Vanilla Ice. Долго искали жанровое определение для нашей кинопродукции, в итоге решили, что у нас получилась музыкальная комедийная драма. Надеюсь показать этот фильм и в Риге.
С Латвией связаны наши знаковые клипы
- Легенда гласит, что один из своих ранних хитов "Невеста" вы написали на бланке рижской гостиницы, а клип на эту песню с участием представителей рижской богемы снимал легендарный рижский клипмейкер Витя Вилкс. В Риге у вас была и недвижимость…
- Это действительно так, "Невеста" родилась в гостинице, которая тогда называлась "Латвия" (нынешний Radisson). С Виктором и его Vilks Studija мы сняли еще много знаковых клипов: "Ранетка", "Доброе утро, планета", "Медведица". Еще я работал в студии Айнара Мелавса. В итоге, несколько альбомов записали в Риге. Так что в начале 2000-х жилплощадь в этом городе стала насущной необходимостью.
- Какие отношения связывают вас с Латвией сейчас? Как часто бываете? Остались ли здесь бизнес, недвижимость, привязки, друзья…
- С Латвией я подружился еще в детстве — у родителей здесь живут хорошие друзья. А сейчас и моя семья, жена и дочки, полюбили приезжать на Рижское взморье и проводить здесь каникулы. Так что любовь к Латвии — это у нас это семейное. Я действительно принимаю участие в нескольких международных проектах с латвийскими бизнесменами. Проекты эти, в основном, в сфере производства кино и мультипликации. Сотрудничаем мы и с Latvian Music Export Office, надеюсь это принесет результаты в виде совместных проектов латвийских музыкантов и азиатских фестивалей, с которыми у нас налажены прочные связи.
- В свое время вы успели пожюрить на конкурсе молодых исполнителей "Новая волна". В этом году "Волна" и три других российских фестиваля ушли из Юрмалы по принципиальным соображениям. На ваш взгляд, это потеря? Может ли юрмальская культурная жизнь быть столь же успешной, опираясь на другие культурные ценности?
- Я понимаю ваши переживания по поводу некой экономической составляющей, но формат таких многолюдных и шумных поп-празднеств не совсем ассоциируется с моим пониманием Юрмалы. Думаю, что у этого города есть большой потенциал именно семейного отдыха, здесь могут органично вписаться события другого толка. Так что впору говорить о новых идеях и приобретениях, нежели о потерях.
Человеческие отношения могут спасти от бездны
- В связи с нынешней политической ситуацией вокруг России у многих латвийских артистов встал вопрос — надо ли продолжать гастролировать в России. Режиссер Алвис Херманис принципиально забанил это направление. Ренар Кауперс долго сомневался, даже отказался в последний момент играть принца на белом коне в российской картине, но потом все же решил гастролировать, найдя ответ в Библии, где по его словам, ничего не сказано, что можно отворачиваться от одних людей в пользу других…
- В моем миропонимании, общечеловеческие ценности, в конце концов, превалируют над любыми идеологическими и политическими установками. Именно культурные ценности во все времена помогали преодолевать недопонимания.
- Должны культурные связи страдать от санкций? Или наоборот, они должны быть направлены на выравнивание отношений? Коснулись ли санкционные проблемы вас и вашей группы?
- Санкционная политика, экономические проблемы, безусловно, накладывают отпечаток на финансовую сторону любых международных культурных мероприятий. Но человеческие отношения могут спасти эти события от падения в бездну. Уже третий год я провожу во Владивостоке международный музыкальный фестиваль V-ROX. Мы наводим культурные мосты с представителями множества стран — строим свои творческие отношения без оглядки на политические игры. Причем фестиваль этот бесплатный для зрителей и слушателей.
В этом году почти все основные спонсоры, включая авиаперевозчиков, не смогли помочь нам финансово, но репутация и личные отношения с артистами и представителями творческого бизнеса, позволили нам продолжить это дело. Некоторые артисты нашли собственных меценатов. другие воспользовались помощью поклонников — через схемы краудфандинга.
- По сведениям Википедии, сегодня вы с семьей живете в Лос-Анжелесе — почему? Готовы ли вы к тому, что "американский выбор" могут расценить как "антироссийский"?
- Узнавать о себе из виртуальных источников — не самое благодарное дело. Но, как бы то ни было, я действительно мало времени провожу в Москве, никак не удалось прикипеть. Внутри я — человек океана, а моя деятельность связана с постоянным передвижением. Развивать свое главное на этот момент детище — фестиваль V-ROX (www.vrox.org) — мне приходится в первую очередь самому, поэтому я провожу все свободное от гастролей время в очагах современного мирового шоу-бизнеса и технологий индустрии развлечений — Лос-Анджелесе, Сеуле, Шанхае. Фестиваль я в идеале я вижу платформой взаимодействия независимых музыкантов и зрителей Новой Азии, России и Европы.
Как вечный серфер, жду свою идеальную волну
- Что, по-вашему, позволяет вам 30 лет держаться даже не на плаву, а на гребне волны музыкального мира? Куда плывете? Каков ваш порт назначения (промежуточный и окончательный)?
- Как вечно начинающий серфер, я жду свою идеальную волну рока Владивостока, а как мореплаватель-романтик, понимаю, что на все воля природы. Ну и кстати — моряк не плавает, а идет (смеется).
- Как складывается ваше продвижение на мировой музыкальной арене. Какие страны удалось покорить и насколько отличается специфика работы с каждым новым музыкальным рынком (Америка, Китай и др.)? Латвийские бизнесмены жалуются, что с Китаем очень непросто найти общий язык…
- По специальности я — "востоковед и африканист". Владею китайским и английским языками. У меня богатый опыт не только путешествий, но и жизни в разных странах — как в Азии, так и в Европе. А уж покорение музыкальных олимпов разных континентов — это бесконечное приключение длиной в жизнь. Так что могу давать консультации латвийским бизнесменам. Мой диплом, кстати, был посвящен проблемам торговли с КНР.
Самое интересное, что чем глубже пытаешься понять местных людей, тем чаще открываешь себя и собственные возможности с другой стороны. Мы выступали почти 10 лет назад вместе с группами Nine Inch Nails, Suede, Public Enemy на одном из первых рок-фестивалей в Пекине, и тогда рок был в диковинку для китайцев, там было всего несколько тысяч человек. В прошлом году нас пригласили играть на крупнейшем фестивале в Шанхае. 40 тысяч человек, 20 сцен, сотни коллективов — и только от силы пять иностранных групп. В основном из Японии и Кореи. Половину репертуара я пел на китайском языке, и играли мы свои песни в жесткой электронной обработке.
Поколение рок-фанатов в Китае сформировалось как раз за последние лет пять, они не переносят баллад, они живут очень активной "технологичной" жизнью. Интересно было найти такой способ понять друг друга. У нас в Китае, кстати, и имя звучит по-другому: Ву Мей Гуй. По сути это Мумий Тролль, но иероглифы имеют еще множество значений.
- Расскажите про ваш фестиваль во Владивостоке. Добрались ли туда музыканты из Латвии?
- К сожалению, далеко не все и российские группы могут себе позволить поездку во Владивосток. Мы стараемся им помочь — берем на себя частично транспортные расходы, проживание. Нам помогает ДВФУ (Дальневосточный федеральный университет) — кампус университета, расположенный на острове Русский, вновь станет домом для всех участников фестиваля.
V-ROX я считаю для себя приоритетным проектом, у нас сложилась отличная команда единомышленников, с которыми мы работаем уже не один год вместе. В отличие от многих музыкальных фестивалей, V-ROX — не сборный концерт хедлайнеров с давно знакомыми песнями, а фестиваль-практикум: с мастер-классами, дискуссиями, лекциями. К нам приезжают продюсеры известных азиатских, американских , российских и европейских фестивалей, промоутеры — с любым из них у молодых музыкантов есть возможность лично встретиться и представить свое творчество.
В этом году у нас было несколько заявок из Латвии, в том числе — давно нам знакомая группа Instrumenti. Мы стремимся показать публике что-то новое, неизвестные пока в нашей стране группы. V-ROX — фестиваль открытий, мы расширяем музыкальные горизонты. У нас, кстати, в это время еще и пляжный и бархатный сезон — добро пожаловать во Владивосток в последний -end августа.