Например, к таковым относят Комитет ЛССР по культурным связям с соотечественниками за рубежом ("Культком") и Главного управления по защите военной и государственной тайны в прессе ("Главлит"). Эти системы названы репрессивными, а также потакающими тоталитарным преступлениям против латышского народа, сообщает BNS.
План научного труда на эту тему должен быть одобрен Комиссией по изучению КГБ, а написать его требуется с 1 октября по 31 декабря этого года. За ходом правильности написания будет следить назначенный Комиссией один из профессоров.
Как сообщает LETA со ссылкой на документы Министерства образования и науки, на гонорары за исследование архивов КГБ в этом году планируется потратить 178 884 евро. Общая же сумма, выделенная властями на деятельность комиссии, равняется 244 786 евро. При этом сами ее члены считают, что предоставленных им денег налогоплательщиков "хронически не хватает".
В отличие от Литвы и Эстонии, Латвия все еще держит в тайне существенную часть картотеки КГБ с указанием имен как агентов, так и информаторов, которые предавали своих земляков. Между тем, диссидент, один из самых рьяных активистов "Хельсинки 86" Константин Пупурс уверяет — он вычислил, что часть доверенных лиц КГБ сейчас является известными деканами и профессорами Латвийского Университета.
Пупурс был первым, кто 14 июня 1988 года прошел с флагом Латвии от памятника Свободы в Риге до Братского кладбища, помянув таким образом жертв сталинских репрессий. Поэтому оказался в центре внимания советских спецслужб.
"Ты уже в лицо знал тех чекистов, которые следовали за тобой везде. Они менялись каждые 30 минут. Смотришь — один, через полчаса его меняет другой. Все основывалось на донесениях агентов, у каждого было подставное имя. Про меня сообщали некие "Виестурс" и "Малыш"", — рассказал передаче Пупурс.