По официальным данным, явка на выборах президента Беларуси была невероятно высокой — 87,2%, из которых более 35% проголосовали досрочно. По предварительным данным, озвученным в понедельник председателем ЦИК Лидией Ерошиной, 83,49% голосов были отданы за действующего президента страны Александра Лукашенко, 4,42% — за Татьяну Короткевич, 3,32% — за Сергея Гайдукевича, 1,67% — за Николая Улаховича. В Минске против всех кандидатов проголосовало более 20% избирателей, но в других регионах этот показатель был заметно ниже.
Похожие цифры порталу Delfi озвучил советник-посланник посольства Беларуси в Латвии Ярослав Мицкевич. В Латвии из 550 граждан Беларуси, которые могли принять участие в выборах, проголосовали 486 человек (88,3%). В том числе - более ста человек, которые находились в это время в Латвии по случаю, с туристическими или бизнес-целями. 52 представителя белорусской диаспоры воспользовались услугами выездного голосования в Лиепае и Вентспилсе.
79,6% проголосовавших отдали свой голос за Лукашенко, 12,3% — за Короткевич, 2,1% — за Гайдукевича, 1,2% — за Улаховича, 4,1% — против всех кандидатов. По наблюдениям г-на Мицкевича, избиратели приходили на участок в приподнятом настроении, одна женщина даже принесла букет роз членам избирательной комиссии.
Позитивные отзывы о прошедших в Беларуси выборах остались и у миссии наблюдателей от СНГ. Как заявил агентству belta.by глава миссии Сергей Лебедев, выборная процедура была "проведена в соответствии с Конституцией и Избирательным кодексом Беларуси", соответствовала демократическим принципам, была "прозрачной, открытой и конкурентной".
По сведениям агенства БелаПАН, наблюдатели Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ тоже указали в своем отчете на некоторые улучшения и "радушное отношение" к ним, но отметили и то, что "значительные проблемы, особенно во время подсчета голосов и суммирования итогов голосования подорвали честность выборов".
Они позитивно оценили избирательный процесс на 95% участках, но отметили, что большому количеству наблюдателей не позволили проверить списки избирателей, идентичные на вид подписи зафиксированы на 47 участках, а признаки вброса бюллетеней во время процесса подсчета голосов были замечены на 22 участках". Итого, примерно треть участков были признаны "непрозрачными". Наблюдатели высказали надежду, что "белорусское правительство проявит политическую волю для полноценного процесса реформ".
На пресс-конференции после выборов новоизбранный в пятый раз президент Лукашенко не скрывал, что ему было важно сохранить уровень поддержки не ниже, чем на прошлых выборах. "Для мирового сообщества очень важно, с кем они будут разговаривать - человеком, который имеет подавляющую поддержку белорусского народа или который чуть-чуть преодолел эту планку... А это сильная поддержка - две трети населения..." Президент сообщил, что "если Лукашенко изберут", то он намерен продолжить "быстрое и без радикализма движение по выходу на нормальный уровень развития... Ведь, в отличие от других кандидатов, мне ничего не простят - ни зарплаты, ни экономику, ни безопасность".
Татьяна Короткевич: "Мы опротестуем результаты выборов"
- На наш взгляд, не так все радужно и прилично прошло, как рапортуют власти. У нас накопилось немало замечаний. Во-первых, условия агитации у кандидатов были неравными - Александр Лукашенко использовал административный ресурс, у нас были разные условия доступа к масс-медиа. В неравных условиях формировались и комиссии: многие представители компании по наблюдению за выборами "Право выбора-2015" не получили возможности работать на избирательных участках. Есть и много других моментов, которые позволяют усомниться в том, что результаты выборов — правдивы.
У меня есть сведения от наблюдателей "Права выбора", что на некоторых участках моя кандидатура собрала от 20 до 35% процентов голосов, но официальный результат — около 4%. А экзит-полы проводили лишь представители провластных организаций. В течение трех дней мы обязательно опротестуем результаты выборов.
Но мы не намерены останавливаться. Через год - парламентские выборы, в которых непременно примем участие. Для начала проведем общенациональный форум "За мирные перемены". Будем наращивать поддержку общества и разрабатывать детальную программу развития Беларуси по отраслям и регионам, на основе нашей выборной программы, которая уже узнаваема и близка людям. Без ложной скромности могу сказать, у меня хорошая поддержка для молодого политика, после встречи многие люди просили меня не уходить из политики.
С действующей властью пока никакого диалога и взаимодействия у нас нет. С Лукашенко я ни разу лично не общалась, но это и не было моей задачей — он ведь не мой избиратель. Тем не менее, я буду добиваться, чтобы победитель прислушивался и к голосам моих избирателей. Уже сегодня Александр Лукашенко озвучивает риторику нашей программы - о реформах, формировании сбалансированных международных отношений… Для нас ведь главное — результат.
Кандидат Николай Улахович: "Настала пора наклонить кое-кого!"
- Я даже не замечал, как проходят выборы, нравятся они мне или нет. Какие бы они не были, а лично я очень устал за два месяца — это оказалась тяжелая работа. Не знаю я, борьба была честной или нечестной, но по отношению ко мне я ничего плохого не видел — все было корректно. Я даже сам выдерживал паузы во имя корректности — сдерживал молодого и энергичного Гайдукевича и берег эту женщину 38-ми лет (Татьяну Короткевич - Ред.) — даже она это поняла. Я не хотел, чтобы получилась какая-то грызня на арене между кандидатами. Это была моя миротворческая миссия — личная, а не по чьему-то указу или приказу.
С другой стороны, я не хотел, чтобы наши выборы выглядели, как в Казахстане, где все соревновались в преданности действующему президенту. Мы этого не допустили, и я счастлив. Сейчас еду в Ростов-на-Дону на 5-й Международный конгресс казачества — буду их ругать, там тоже хватает проблем.
Карьера у меня и до выборов была вполне успешной — не жалуюсь. Я сам всего добивался, никто мне не помогал. А над политической карьерой надо еще работать — развивать мою партию дальше, выдвигать лидеров на смену мне — я же не мальчик. Раньше не уделял этому достаточно внимания. Поднаторев в предвыборной баталии, я решил, что настала пора наклонить кое-кого. Вы еще про нашу партию услышите и увидите, как она вырастет за короткий срок.
Политолог Владимир Мацкевич: "Европа смирилась, чтобы не отдать Беларусь в лапы Путину"
- В Беларуси давно нет выборов. И это была абсолютная имитация — спектакль по заранее написанному сценарию с выведением на роли кандидатов нужных Лукашенко исполнителей второстепенных ролей, которые бы оттеняли все худшие черты тех, кто против действующего президента. В итоге, даже не определившиеся в ситуации четко увидели трех марионеток и действующего диктатора-кукловода. Эти выборы были выиграны еще несколько лет назад, когда оппозиция в Беларуси была разгромлена. Сегодня альтернативы нет.
Ни один кандидат не предложил убедительной программы развития государства. Скажем, от Татьяны Короткевич мы услышали лишь легкую критику и стандартные лозунги, рассчитанные на то, что ее не будут относить к радикальной оппозиции. Татьяна была мелким функционером в кампании "Говори правду" кандидата в президенты на выборах-2010 Владимира Некляева, впоследствии арестованного по обвинению в организации массовых беспорядков. Когда власть решила разыграть среди кандидатов "гендерную карту", Короткевич оказалась одной из кандидатур на эту роль. Другие дамы отказались по разным причинам, а она согласилась, приняв решение за три месяца до выборов. Разве это серьезно?
Другой кандидат, впервые появившийся на сцене казак Николай Улахович — специальный месседж для адептов "русского мира", которые сегодня кричат о желании белорусов слиться в единстве. Власти было важно показать, что такой лозунг больше двух процентов не соберет. И уже традиционный спарринг-партнер Лукашенко Сергей Гайдукевич — лоббист определенного толка бизнес-группировки, выполняющий задачи администрации президента.
Европу убедить этим спектаклем нельзя — там все понимают, но занимают прагматичную и циничную позицию: нужно любым образом нормализовать отношения с белорусским режимом, чтобы не отдать государство целиком в лапы Кремля. Никакой альтернативы у Европы сегодня нет — Лукашенко представляет реальную власть. Значит, приходится строить отношения с ней.
По сведениям тех наблюдателей, которым доверять можно, явка была лишь немногим выше 50%, и голосов за Лукашенко отдали чуть больше 50%. Фальсификации (накрутка явки, заранее вписанные цифры, вброс бюллетеней), как всегда, были. Но не столько по острой необходимости, сколько по дурной привычке. И без них действующий президент легко бы победил уже в первом туре, пусть не с таким красивым счетом. Но Лукашенко захотелось продемонстрировать всенародную широкую поддержку.
Почему за Лукашенко голосуют? Последние годы сильно изменили его электорат. Если раньше средний и мелкий бизнес были против режима, то в нынешней трудной экономической ситуации бизнесмены понимают, что любые изменения в политике влекут нестабильность и проблемы, а они хотят хотя бы предсказуемости. Особенно неприятно наблюдать смену настроений молодежи: система образования деградировала настолько, что и студенческие массы голосуют за Лукашенко, чего не было 10-15 лет назад.
Так что электорат действующего президента помолодел и изменился социально — это уже не бедные люди, а средний класс, который нуждается в стабильности. В то время, как его оппозиция ориентируется на социально обездоленные слои, которых — нет. Об этом Лукашенко позаботился с помощью своей дотационной политики. Белорусский режим — достаточно новое явление и со старыми подходами и коммунистическими представлениями о классовом обществе его не понять, а тем более — не победить.