На этой неделе о самоотводе в рассмотрении резонансного дела о трагедии в Золитуде заявили судьи Эрлен Эрнстсонс и Дзинтра Земитане. Многие жители Латвии впервые услышали о такой возможности, которая закреплена в законодательстве, отмечает передача Nekā personīga телеканала TV3.
Напомним, что дело о золитудской трагедии планируется рассматривать коллегиально несколькими судьями суда Земгальского предместья. Помимо Эрнстонса и Земитане, в судейский состав была назначена и Айга Фреймане, а резервным судьей — Элина Лейтане. На время рассмотрения дела судей планировалось освободить от рассмотрения других дел.
Судья вправе взять самоотвод, если конкретное дело затрагивает его личные интересы. Недавно Дисциплинарная коллегия судей рассматривала дело Велги Гайлите, которая за последние два года 14 раз заявляла самоотвод. У юристов появилось подозрение, что судья не хочет участвовать в сложных процессах. Коллегия вынесла Гайлите замечание.
Гайлите работает судьей уже 33 года. Долгие годы она была руководителем Суда Центрального района Риги.
В СМИ Гайлите дважды упоминалась в связи с противоречивыми решениями. Первый иск о защите чести и достоинства подал иск мэра Вентспилса Айварс Лемберг, второй — о списании 80% банковского долга владельцев Tērbatas biznesa centrs перед Swedbankа.
По данным Министерства юстиции, за два году Гайлите 14 раз брала самоотвод, в том числе отказалась рассматривать спор между Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК) и Ютой Стрике.
Как отмечают эксперты, довольно трудно давать оценку самоотводу. Судьи идут на такой шаг, как правило, по объективным причинам. Но и бывают исключения.