Доверие к латвийским политикам кончается там, где начинаются крупные суммы денег. Это в очередной раз показала ситуация, возникшая вокруг национального авиаперевозчика airBaltic, и последовавший за ней политический кризис, считает политолог и историк Илга Крейтусе.
В интервью программе Латвийского радио 4 "День за днем" Крейтусе выразила недоумение как по поводу поиска инвестора для airBaltic, так и в связи с более чем странным увольнением министра сообщения Анри Матисса.
"Идет игра, похожая на Citadele, когда нам объясняли, что решение необходимо принимать срочно, хотя потом экс-министр экономики Вячеслав Домбровский говорил о том, что можно было не спешить, что можно было обдумать. С airBaltic вырисовывается такая же картина. Никто не заставлял принимать решение ночью. Это напоминает давние сталинские времена. Правительство собирается после тяжелого рабочего дня и принимает очень важное решение, причем, не участвует чуть ли не половина министров, а министр финансов заболевает посреди заседания — это, знаете, тоже как-то интересно: встает и уходит! После чего принимается решение о выдаче из бюджета 82 млн евро. Вся общая картина какая-то сложная, мутная и некрасивая", — считает политолог.
Крейтусе также подчеркнула, что еще никогда в истории современной Латвии решение об отставке министра не принималось за восемь часов. "Заседание Кабмина завершилось в полдвенадцатого, а в восемь утра премьер уже знает, что она не будет работать с министром, с которым выступала восемь часов назад на телевидении, докладывая об успешной работе правительства", — указала Крейтусе.
По ее мнению, истинные причины отставки Матисса, а также возникшего политического кризиса в целом, связаны с аудиторской фирмой Prudentia, представители которой уже заявили по телевидению, что они получат свой гонорар в рамках дела по привлечению инвесторов для airBaltic.
"Гонорар, как мы знаем, составляет 1 млн евро. […] Г-жа Страуюма все время утверждает, что государство не будет платить Prudentia. Да, прямым способом из бюджета — не будет. Но airBaltic — государственная компания, и если она берет в долг деньги, и часть этих денег платит Prudentia, то это же государственные деньги!
Так что получается, что Prudentia в очередной раз поимело денег с государства и, по-моему, спор о том, кто и как получит вышеупомянутый миллион и каким образом будет его тратить, и является основной причиной возникшего политического кризиса", — сказала политолог.
Все это, считает Крейтусе, говорит только о том, что нынешним правительством движут лишь денежные интересы. Изменить эту ситуацию, надеется она, помогут европейские силовые структуры.
"Нашим правительством правят деньги. Citadele было такой же невыгодной сделкой, которая была на руку тем, кто покупал банк, а не государству, и это было очевидно большинству людей. Когда в Латвии появляется слово "миллион", то нельзя верить никому. Мы забыли уже о трех миллионах Latvenergo, о других похожих случаях… Недаром в Латвии была в свое время такая поговорка: если брать документы — то брать мешками, а если воровать — то миллионами.
[…] Хочется верить, что и в Латвии могут произойти аресты в Кабинете министров, как это происходит в других государствах — и в так называемой старой демократии, и в новой демократии. Например, мы знаем, что под суд недавно пошел министр Румынии. В Латвии еще такого не было, мы до этого пока не дошли.
Но если все будет продолжаться в нынешнем ключе, я верю, что мы все-таки придем к этому. И не только потому, что мы сами этого хотим — это также и вопрос безопасности и стабильности государства, в которых заинтересованы НАТО и Евросоюз. Я надеюсь, что со стороны этих структур может возникнуть положительное давление, чтобы в Латвии наводили порядок", — заключила Крейтусе.