По оценке аналитика безопасности Марка Галеотти, в странах Балтии действует "значительное количество" работающих на российские разведывательные службы "нелегалов", или работников разведки, которые действуют не под прикрытием дипломатической службы. Нелегалов особенно много среди членов местной русскоязычной общины и часто посещающих страны Балтии жителей России, которые навещают родственников, приезжают как туристы или как предприниматели. Об этом пишет русская версия эстонского портала Delfi.
Действующие в пользу России шпионы ищут информацию не только о местных вооруженных силах, но и о структурах НАТО, написал Галеотти в сборнике статей Рижской конференции про безопасности.
В декабре 2014 года арестовали двоих литовцев, которых обвинили в работе на белорусскую военную разведку, а через нее, возможно, и на российскую разведку ГРУ. Еще одного мужчину задержали вблизи авиабазы Шяуляй, где он, очевидно, собирал информацию об операциях Литвы и НАТО.
Также они собирают политическую информацию, не только для того, чтобы проинформировать Москву, но и для того, чтобы можно было начать использовать активные меры для влияния на страны Балтии, их разделения и дестабилизации, и это в сотрудничестве с контролируемыми Россией СМИ.
В мае этого года литовские прокуроры предъявили обвинение в работе на ФСБ гражданину России. Согласно обвинению, целью мужчины было проникнуть в государственные институты, правозащитные учреждения и разведывательные агентства и получить доступ к информации, которая предназначена только для государственных деятелей Литвы, чтобы повлиять на решения высокопоставленных руководителей.
Кроме нелегалов, русские действуют и под старомодным дипломатическим прикрытием. По оценке бюро по защите Конституции Латвии, 40% работающих в посольстве России в Риге людей — шпионы.
Сотрудничество с организованной преступностью
Хотя многие разведывательные агентства сотрудничают с организованной преступностью, российские спецслужбы характеризует особенно тесное сотрудничество с нею, особенно с группировками российского происхождения.
Особенно ярким примером этого является тот случай, когда спецгруппа ФСБ в сентябре 2014 года похитила на границе между Эстонией и Россией работника КаПо Эстона Кохвера, которые расследовал трансграничную контрабанду. Сотрудничество с организованной преступностью очень заметно и на Украине.
С одной стороны, Россия использует организованную преступность для сбора информации или даже для сбора денег, чтобы финансировать свою деятельность. Это уменьшает необходимость переводить деньги их государственных учреждений, что уменьшает потребность в деньгах и увеличивает возможность отрицания. ФСБ обвиняют в том, что она занимается контрабандой сигарет в страны Балтии, чтобы на полученные деньги поддерживать дружественные России организации.
В то же время, сотрудничество с организованной преступностью опасно, потому что работники разведки сами могут стать коррумпированными и начать заниматься личным обогащением.