Михаил Шейтельман убежден, что в стремительно меняющемся мире выигрывают те, кто не стоит на месте и готов рисковать. Сам он сменил невероятное количество должностей и статусов: писал сценарии юмористических передач, преподавал математическую физику, занимался маркетинговым и управленческим консалтингом, участвовал в выборных гонках разных уровней в семи странах, стоял за "цветными революциями", возглавлял банк и золотодобывающую компанию, руководил телеканалами, интернет-ресурсами…
За свою жизнь Шейтельман дважды эмигрировал. Сперва накануне развала СССР — из родного Ленинграда в Тель-Авив. Достигнув на земле обетованной потолка, в начале 2000-х он вернулся на постсоветское пространство.
Сегодня Шейтельман прописался на родине деда — в Латвии, которую считает идеальной для жизни русскоязычного человека. Здесь он больше известен, как бывший медиа-консультант опального российского олигарха Бориса и директор телеканала ТV5.
Кто побеждает — телевизор или холодильник?
- Как титулованный специалист по медиа, скажите, чем пропаганда в Латвии или Америке отличается от пропаганды в России?
- Пропаганда — это когда кто-то управляет медиа. В России этим занимается государство, в руках которого сосредоточены все мощные медиа-ресурсы страны. Даже интернетом там ловко манипулируют, закрывая неугодные ресурсы или заполоняя их кремлевскими троллями, превращающими любые дискуссии в цирк. Все это очень затратное мероприятие Только на Первом канале государство теряет около миллиарда долларов в год, не сильно меньше тратят на каналы "Россия" и Russia Today. Зато человек на время забывает о пустеющем холодильнике.
В Латвии государство не может влиять на СМИ. Невозможно даже представить, чтобы здесь можно было замолчать какую-то новость. И никакой Мердок не будет тут вкладывать ресурсы в средство масс-медиа, в ущерб своему кошельку, чтобы позиция какой-то одной партии побеждала.
Я бы не сказал, что в США пропаганды совсем нет, но она точно не государственная. Там владельцы каналов открыто объявляют о поддержке некой политической позиции, что в Латвии не принято. Скажем, Руперт Мердок (он был акционером наших LNT и TV5), создавая телеканал Fox открыто заявил: наша идеология — неоконсерватизм. И канал открыто поддерживал республиканцев. При этом другие каналы также открыто поддерживали демократов. А антимонопольное и медийное законодательства США, вкупе с другими механизмами, не позволяли кому-то одному полностью перетянуть одеяло на себя.
- По-вашему, в войне телевизора и пустеющего холодильника, что побеждает?
- На эту тему у меня есть слоган: когда народу предлагается выбор между колбасой и свободой, то если он выберет колбасу — она постепенно исчезнет, а если — свободу, то колбаса постепенно приложится. К примеру, Латвия выбрала второй вариант, в итоге — колбаса постепенно появляется. То в России — все наоборот.
- Допустим, колбаса исчезнет — что дальше?
- Если делать одинаковые действия, то они приводят к примерно одинаковому результату. В Советском союзе мы имели модель под названием "зато у нас есть колбаса". В итоге, он взорвался — закрытая система в современном мире не может работать. Еще более яркий пример — Белоруссия: это маленькая закрытая система, в которой последние пять-шесть лет происходит полная экономическая катастрофа.
- Но за Лукашенко все-таки голосует большинство!
- Потому что там есть пропаганда. Белорусы, конечно, самый терпеливый народ, но когда начнутся реальные перебои с едой, и эта система не выдержит. Украинцы оказались менее терпеливыми…
Путин первые два срока своего правления с 2001 года смог в большой степени интегрировать Россию в мировую экономику, огромное количество компаний вышли на западный инвестиционный рынок, уровень жизни в стране заметно вырос. Эти достижения, отчасти связаны с высокими ценами на нефть, отчасти — с личностью президента. Если бы в 2008 году Путин встал и ушел на пенсию — он был бы божеством для всех. Но он остался. И оторвался от реальности.
- Разве 90% поддержки — это не божество?
- Мысль не моя, но я ее поддерживаю: 90% — это большая проблема. 60% было бы сильно лучше. Ведь такое единение, как правило, означает, что поверни тумблер на телевизоре — и 90% окажутся на другой стороне. В 1985 году все были коммунистами или социалистами, а в 1987 году все вдруг стали антикоммунистами. По главным телеканалам буквально повалила антисоветская пропаганда, которую раньше можно было только через глушилки на "Голосе Америки" расслышать.
Теперь представьте, что некий человек из Окружения захочет перехватить власть. Случится то, что было с Горбачевым — президент сидит себе на даче, а с экрана Первого канала кто-то заявляет: оказалось, что Путин — предатель и американский шпион. А народ привык верить телевизору: горе-то какое, вон оно как оказалось! И случается дворцовый переворот.
Другой вариант смены власти — некий условный Майдан. Пока обстоятельств для Майдана в России нет, но вопрос холодильника становится все более насущным. Впрочем, достаточно ценам на нефть снова вырасти, как холодильник снова будет ломиться от еды. В постсоветских странах чаще всего решает он.
- А в других странах — по-другому?
- Вы можете себе представить ситуацию, чтобы премьер Великобритании или президент США вышел в эфир и заявил, что решил остаться навсегда или пойти на третий срок, потому что время тревожное? При том, что с холодильником все хорошо. Дадут ему такое право?
- Ну-у… Если Британию обступит халифат, с которым нынешний премьер успешно справляется, то почему бы гражданам не предложить ему остаться…
- Нет, конечно! Они понимают, что личность премьера не решает ничего. Как и президента в США или в Латвии. Построена система, где есть институции власти, в которой от отдельного человека мало что зависит. В этом принципиальная разница с тоталитарными государствами, где управляет личность.
- Зря вы так о Латвии — тут до сих пор ностальгируют по Карлису Улманису…
- Чем моложе демократия в государстве, тем выше риск возврата к тоталитаризму. Да, Улманиса в Латвии вспоминают добрым словом, но почему-то забывают, как его история закончилась — десятки тысяч латышей были расстреляны или сосланы. И допустил это именно он, который взялся отвечать за всю страну.
Идите туда, где страшно — там деньги
- Поскольку на постсоветском пространстве побеждает холодильник, помогите нам его наполнить. В своей книге "Не такой, как Тиньков" вы утверждаете, что чуть не каждый в силах заработать себе круглую сумму. Как это?
- Когда Льва Толстого спросили, о чем его книга, он ответил: если бы я мог это так просто сказать, то не стал бы писать пятьсот страниц… Сразу уточню, я не научу быть богатым — это отдельный талант, который есть у ограниченного числа людей. Я могу научить быть обеспеченным. Чтобы человек ежемесячно зарабатывал сумму, которой хватает на безбедное существование сегодня и на достойную старость завтра. Редкое государство в силах обеспечить это за счет пенсий.
- Всех ли можно поставить на путь к достатку?
- Как минимум, тех, кто уже сейчас хоть что-то зарабатывает. Знаете, кто больше всего сопротивляется изменениям человека? Его близкие и любимые. Если этот барьер преодолеть, то дальше близкие и любимые будут обязаны меняться вслед за ним. Не случайно, одна из популярных причин разводов и расставаний — то, что один человек поменялся, а другой нет.
- Какие еще качества нужны человеку, чтобы он начал наращивать подкожный жир?
- Готовность к маленькому риску. Не финансовому даже. Но я не скрываю, что шанс проиграть всегда есть. К ставке 1:100 000 я и сам не готов, но сделать ставку, в которой вероятность победы 80% — вполне реально. На кону — стабильность. Та самая синица в руках. Впрочем, я уверен, что любая стабильность сегодня — мнимая. Либо ты идешь за риском, либо риск придет за тобой.
Мир уже сегодня меняется быстро, а будет — еще быстрее. Раньше человек успевал прожить жизнь в рамках одного экономического периода: обучался некой специальности, и она всю жизнь была нужна. А сейчас не успевает. Сегодня специальность водителя электрички нам кажется вполне надежной. Но в Сингапуре поезда ходят уже без машинистов. Процессы модернизации идут с безумной скоростью. Никакой стабильности, стоя на месте, вы не достигнете. Помните, как говорила Алиса из Страны чудес, "чтобы стоять на месте, нужно постоянно бежать".
Надо быть готовым бояться, но делать. Когда есть легкий (не панический!) страшок — даже полезно идти именно в ту сторону, сделать что-то, что до конца не умеешь, расширить свои границы. Тут прямая пропорция: насколько расширишь, настолько и денег притечет больше.
Скажем, в свое время я занимался телевидением весьма опосредованно — у меня были небольшие маркетинговые и рекламные агентства. Когда компания Newscorp предложила возглавить телеканал TV5, и я шел в первый раз на собрание руководства, у меня было ощущение, что меня разоблачат. Но за два дня выяснилось, что не боги горшки обжигают, а то, что я все не знал, лишь помогло смотреть на многие вещи свежим взглядом и применять нестандартные приемы, которые сработали: если до моего прихода в 2008-м у канала был убыток три миллиона долларов за год, то через три месяца мы вышли на операционную прибыльность. Если доля канала на медиарынке была 2,5%, то за два года мы довели до 10%. При этом затраты уменьшились.
- Вы советы даете всем одинаковые или индивидуальные?
- В традиции постсоветских тренингов лектор выступает в роли такого мини-путина — он точно знает, как надо. И диктует всем единый путь успеха по пунктам. Но, как пел Александр Галич, "бойтесь единственно только того, кто скажет: я знаю, как надо!". Я не знаю, как надо. Да и невозможно одному человеку взять модель поведения другого — все мы очень разные. Я даю некий набор идей и возможностей на выбор (из своего богатого опыта), а внутри этого пространства вариантов человек выбирает сам.
Я подскажу, как почувствовать, что твое, а что — нет. Скажем, в своей жизни я общался со многими миллиардерами, но глядя на их жизнь, четко понимал, что так жить не могу. Не могу допустить их степень риска и цинизма.
Смерть Березовского мне приснилась
- Среди таинственных миллиардеров, которых вы консультировали, был Борис Березовский. Для вас он стал черной строчкой в биографии?
- Ни в коем случае! У меня вообще нет черных строчек. Я благодарен всем людям в своей жизни… А Березовского я любил и уважал, он был моим учителем. Мы познакомились, когда он только сбежал в Лондон. Более тесно мы сотрудничали последние несколько лет его жизни. Теперь уже не секрет, что какое-то время телеканалы LNT и TV-5 были во владении Березовского и Патаркацишвили, кроме того, у Бориса Абрамовича были разные политические проекты на территории бывшего СССР — он финансировал "цветные революции". И я там был.
- В 2005 году Березовский неожиданно приехал сюда с младшим братом Джорджа Буша. Имели вы к этому отношение?
- Да, Борис Абрамович позвонил мне тогда и попросил его встретить в Риге.
- Зачем он сюда приезжал?
- Будете смеяться, но человек соскучился по березкам. Какое-то время Борис Абрамович плотно сидел в Лондоне, выезжать мог только в Израиль (там бы его не выдали Интерполу), и как только ему присвоили статус беженца, он стал с этими бумагами гостить везде. Латвия — одна из стран ЕС, где ему ничего не грозило. Он сюда и помчался.
- А Буш тут при чем?
- Не удивлюсь, что в тот день он по какому-то поводу завтракал с братом Буша и предложил "продолжить с самолете" — это была его любимая фраза. Обсуждаешь с ним важный вопрос, тут кто-то звонит — он: продолжим в самолете. И просыпаешься где-то в замке Шотландии.
- Судя по результатам, ваши советы завели БАБа куда-то не туда?
- А я никуда его и не вел. Я консультировал его по медиа и публичной политике — праймериз, выборы, речи, статьи. Предлагал пространство вариантов, а он выбирал.
- То есть, он сам выбрал не тот вариант?
- Смотря в каком вопросе. Если в вопросе суда с Абрамовичем, то идея не моя, я присоединился позже. Победил Абрамович, который мыслил и действовал более системно, в то время, как у Бориса Абрамовича был большой элемент художественной самодеятельности. Да, я сидел на этом суде каждый день, занимался освещением дела в российской и мировой прессе. Но самим делом занималась целая армия юристов — целое шестиэтажное здание в центре Лондона работало на Березовского.
Тем не менее, я разделяю ответственность за все, что с ним произошло. Признаюсь, я был настолько очарован его личностью — а он мог убедить и заразить своей энергией — что начал верить во все, что он говорил. Он очень умным человеком, советами которого я пользуюсь до сих пор. В частности, мне нравилась его манера активно работать неделю, а потом на две недели уходить в раздумья. Но он потерял связь с реальностью. И я вместе с ним.
- На ваш взгляд, что стало причиной смерти Березовского?
- Трудно сказать. Но для человека, который зарабатывал порядка 500 рублей, очень непростая задача совладать с нахлынувшими миллиардами. Тут важно осознать, что такие деньги даются не для личного потребления — на самолеты и яхты. А для созидания чего-то полезного обществу. Билл Гейтс Африку спасает, Роман Абрамович много помогает еврейским организациям России и для Чукотки много чего сделал. Российский миллиардер Сергей Галицкий — владелец крупнейшей торговой сети "Магнит" с 10 000 магазинов — приводит в порядок свой город Краснодар. А Березовский ничего не построил — все тратил на потребление и разные политические проекты.
- Его смерть стала для вас неожиданностью?
- Не сочтите за бред, но за два дня до этого мне приснился умирающий Березовский: сижу я рядом с ним и не знаю, что делать. Разбудил меня звонок от Березовского, который просил приехать, хотя до этого не звонил несколько месяцев, будучи в депрессии. А вскоре он умер.
- Что будет с его делом, которое он продвигал — идеей либеральной России?
- Я верю, что идея воплотится в жизнь. Пусть не скоро, но западная цивилизация поглотит и Россию. Как в свое время египетская или вавилонская цивилизации поглотили весь известный им мир. Сами посудите, сегодня Африка, Китай, Индия — все потихоньку начинают играть по западным либеральным правилам.
- А центр Западной цивилизации где назначим?
- Каждый, кто в эту цивилизацию попадает, постепенно становится частью центра. Можно сказать, что интернет победил тоталитаризм. А в интернете нет центра — нет главного сервера, нет одной кнопки, которую можно нажать — и все выключится. На интернете растет новое поколение, у которого нет авторитетов. Так что в войне телевизора и холодильника рано или поздно победит интернет.
9 декабря в Малом зале к/т Splendid Palace состоится презентация новой книги Михаила Шейтельмана "Не такой как Тиньков" и тренинга "Метод Шейтельмана".