В 2015 году первые пересечения "зеленой" границы были весьма незатейливыми — людей после перехода границы ждали автомобили с польскими и эстонскими номерами, которые перевозили их в выбранную страну. ГПО отреагировала на эту ситуацию и через несколько месяцев подобные случаев уже не фиксировалось.
Затем контрабандисты начали отвозить своих клиентов значительно дальше от границы, но и на эту ситуацию пограничники отреагировали, благодаря более быстрому обмену информацией.
Сейчас людей после пересечения границы несколько дней держат в определенных местах вдали от госграницы и только потом везут в одну из стран ЕС. "Когда будет найдено противодействие и этому способу, мы столкнемся с еще более сложными схемами контрабанды людей — начиная от глушения сигналов в наших устройствах и заканчивая, возможно, физическим сопротивлением в случае задержания", — подчеркнул Гарбарс.
Ресурсы ГПО позволяют бороться с угрозами трехлетней давности — контрабандой акцизных товаров в небольших объемах и неорганизованным пересечением границы. Сейчас система ГПО может противостоять и более серьезным угрозам, и большему потоку нелегальных мигрантов, но для этого необходимы дополнительные ресурсы, сказал Гарбарс.
По данным ГПО, в 2015 году на латвийской восточной границе было задержано рекордно большое число нарушителей "зеленой" границы — 476, что в три раза больше, чем в 2014 году, когда за незаконное пересечение границы было задержано 144 человека.
В прошлом году большая часть задержанных были гражданами Вьетнама и Афганистана, однако были также и граждане России, Ирака, Индии, Пакистана и Сирии.
В контрабанду людей на организованной основе включены перевозчики в соседних странах, встречающие с латвийской стороны и те, кто доставляет мигрантов в другие страны ЕС. В этой цепочке задействованы граждане Латвии, России, Эстонии и Польши.