Foto: Shutterstock
Журналист Анна Карпова за полтора года прошла десятки собеседований, сменила 12 работ и на собственном опыте изучила особенности латвийского рынка труда. Портал Delfi публикует рассказ Анны Карповой о том, как выглядит поиск работы в Латвии сегодня.

Сразу объясню, что я за фрукт и какого лешего сдались мне такие эксперименты. Не люблю скучать — вот, пожалуй, самый короткий ответ. Шило в одном месте, знаете ли. Так почему бы не попробовать вариант "работа? — дайте десять!" (в моем случае — 12)? Изнанку поиска работы в СМИ обсуждают нечасто, обычно публикуя материалы вроде "30 ошибок на собеседованиях". Своим опытом, особенно если он не слишком удачен, никто не делится. Надеюсь, мой 1,5 годовой опыт не пропадет зря. И хотя система вряд ли изменится, вы хотя бы вы посмеетесь от души над нашими реалиями.




Foto: PantherMedia/Scanpix
Я сразу поставила себе условие: дважды в ту же воду не ступать, не повторяться. Я меняла сферы деятельности и успела поработать в области образования, туризма, строительства, индустрии развлечений, издательском деле, торговле люксовыми аксессуарами, сфере красоты, общепите и т.д. Я была менеджером по продажам, няней, продавцом, туристическим консультантом, помощником маркетолога, поваром, пиарщицей, секретарем-делопроизводителем, оператором-барменом, администратором, копирайтером и даже сотрудником техподдержки. Большая часть работ была офисного типа, на пятидневке. Многие предлагают недлительное официальное или негласное "обучение профессии" и далее — зависит от рвения.

Я прошла 35 собеседований, среди которых были неплановое групповое собеседование, интервью по скайпу, несколько раз беседы записывались на диктофон и видео, а однажды меня интервьюировала комиссия из почти 10 человек! Один раз собеседования не было вообще. Я заподозрила неладное, но решила из любопытства сходить — вдруг там что-то эпичное, а я пропущу то, что в старости можно внукам рассказывать? И в некотором роде я это получила: "У вас есть друзья, которых вы можете пригласить вести бизнес? Обязательно покажите им эти кастрюли!".

В одном месте мне сразу предложили оплатить дорогостоящее обучение в Штатах или в Испании, но с условием, что я, во-первых, сумму верну, во-вторых, обязуюсь отработать в фирме минимум 3-5 лет. Место: частный детский сад.



Что с зарплатой? От "минималки" до 925 брутто.Менее трети работодателей предлагали официальную зарплату 500 евро и больше на руки. Две трети (21 работодатель) предлагал минималку +конверт. Из 30 работодателей только 4 предлагали бесплатную страховку для сотрудников (после испытательного срока или отработав на предприятии год).

В итоге я успела поработать на 12 работах. Справедливости ради — на некоторых из них лишь в рамках обучения, кое-где всего три часа. Официальное трудоустройство было в шести случаях. Максимальный срок работы на одном предприятии — 5 месяцев.



Foto: Publicitātes attēls



Первый вопрос в 90% случаев — расскажите немного о себе. Опытные кадровики задают классические: "Какой ваш самый большой недостаток?", "Опишите конфликтную ситуацию, возникшую на работе, и как вы решили ее?", "Чем вы занимались на предыдущей работе?", "Почему вы ушли с предыдущего места работы?". Это, пожалуй, пять главных вопросов. Бывает, что моделируют какую-то ситуацию, из которой надо как можно быстрее найти адекватный выход. Если речь шла о вакансии секретаря или администратора, то в конце собеседования обязательно отводилось время для выполнения задач на логику или знания этикета.



Пройдя свои 35 собеседований, я научилась за первые две минуты общения понимать, возьмут ли меня на эту работу. Тем не менее, в большинстве случаев об отказе узнаешь по партизанскому молчанию. Только 20% высылают мейл со стандартной формой отказа, в которую обязательно будут включены такие ничего не значащие выражения как "с вашего позволения, мы сохраним ваше резюме в своей базе данных" ("база данных" — это что бермудский треугольник, попав туда, исчезаешь навсегда!) или "наше предприятие высоко оценило уровень вашего образования и имеющийся опыт" (читайте: и так высоко, что такое (у)божество не может работать вместе с нами!). Если же ответ положительный, то часто об этом узнаешь в тот же день.



Во многих местах могут платить больше, но искренне рассчитывают, что на собеседовании вы будете стесняться и назовете как можно меньшую сумму, чтобы просто получить работу. Я видела девушек (в основном 18-21 лет), которые соглашались работать за 250 евро 6 дней в неделю по 10 часов. Долго они не выдерживали. В большинстве случаев сколько скажешь — столько и получишь. В разумных пределах, конечно, и научиться их прощупывать — отдельное тонкое искусство.


Как-то в 9 часов утра мне позвонили и пригласили на интервью, долго и подробно рассказывали, как добраться. Ехать предстояло было двумя видами транспорта. Понимая это, я спросила, о какой зарплате идет речь. И сразу почувствовала, насколько мой вопрос не понравился. Мне ответили — а сколько вы хотите? Говорю: я первая спросила! "В зависимости от вашей квалификации… Эээ… Мээ". Моя квалификация, кстати, указана в резюме. Вытащили-таки из меня конкретную цифру. "Все реально, да! — подумав 5 секунд. — Нет, знаете, с таким подходом, я понимаю, что вы нам не подходите, не приходите к нам!".



Долго пытала приятельницу-кадровичку, почему сразу нельзя сказать размер зарплаты. Ответ был примерно таким: "Понимаешь, мы можем платить 500 евро человеку. Но не будем говорить об этом до последнего. Наша задача — найти как можно более крутого специалиста за меньшие деньги. Если он привык получать 600-700, то у нас еще есть надежда завлечь веселым коллективом, интересной работой или еще чем-нибудь. С некоторыми особо выдающимися кадрами N (исполнительная директриса) чуть ли не в открытую флиртует, надеясь привлечь внимание. Был случай, когда на собеседование пришел специалист, который хотел полторы тысячи. И он реально мог принести колоссальную пользу нам, но мы отказали. Начальница побоялась конкуренции".




Foto: Shutterstock
Однажды вакансию я выбирала так: на сайте nva.gov.lv закрывала профессию и выбирала по зарплате. Когда на экране появилось 850 брутто, убрала ладонь — помощник повара в бистро. Деньги нужны были срочно (вчера!). Отправила резюме. Когда мне позвонили и пригласили на собеседование, я уточнила — на самом ли деле такая зарплата и все официально? Подтвердили. Пришла на собеседование. Мне сразу сказали, что один день надо будет прийти и приготовить несколько блюд, чтобы понять мое "чувство вкуса". Я переспросила о зарплате — да, все по-белому, мы не обманываем, не волнуйтесь. Отсутствие опыта и образования никого не смутило. Но смогу ли я выехать на своем опыте домашней готовки?


Мой кулинарный "звездный час" в итоге закончился тем, что я просто отработала бесплатно и сделала два "экзаменационных блюда". Мясное получилось хорошо, овощное — нагрешила с солью. Тем не менее, меня пригласили подписать договор. Когда я пришла договор, был не готов, и мне предложили выйти в понедельник на работу, и в первый день все подписать. Тут же выяснилось, что никаких 850 брутто не будет: минималка плюс 3 евро/час. Почему сразу нельзя было сказать?! "А вдруг ты на собеседование с диктофоном пришла?!"


Ну что ж, пришлось брать максимальное количество часов… Поначалу я занималась салатами, холодными закусками и заготовками (чистила картошку и морковку), потом меня допустили к горячим блюдам. Через три недели меня начали ставить одну, как повара. На это я, конечно, не рассчитывала. А потом лафа закончилась. Начальство решило, что им все-таки нужен один повар, без помощника.

Кстати, хочу заметить, что тут со мной возились как ни в одном офисе. Комплименты вроде "ты порезала салат кусками такого размера — это отлично!". Со всеми сотрудниками подолгу беседовали о происходящем на работе. Была одна официантка — жутко хамила посетителям и работодателям, один раз она при начальстве пожарила себе домой котлеты. Текучка кадров, надо держаться и за таких. Заведения общественного питания открываются и закрываются каждый год, нужно соблюдать баланс между зарплатами, "оригинальными кадрами" и самой продукцией. Чтобы выжить.



Кстати, о продуктах. Никаких консервантов не использовалось. В еду добавлялась "Вегета". Начальство было категорически против вчерашних блюд. Все на списание, причем, мясо забиралось начальством для своих собак. Правда, в супы сотрудники все же подкладывали вчерашнее — чтобы потом те же боссы не ругались, что слишком много списываем.



О санитарных нормах. Перчатки на кухне были, но использовались редко. Специальные емкости для дезинфекции стояли только для успокоения совести проверяющих. Они были пусты. Больше всего меня поразило вот что: чтобы начать работать, нужно сдать один-единственный анализ — на кишечную палочку. Я делала задним числом — когда результаты пришли, я работала уже дней десять. По сути — это ведь не проверка…

Foto: PantherMedia/Scanpix

Диаметрально противоположное происходило в обычном, бюджетном, частном саду. Тот же "помощник педагога" (подразумевается — няня). Не хочется верить в то, что такое происходит в большинстве садов, но, подозреваю, что все именно так. Тут уже атмосфера некого… детятника — места, куда сдают не слишком любимых деток, и они копошатся как могут. Обстановка обшарпанная, кое-где со стен свисают обои. Витает тошнотворный запах столовки. На завтрак на ребенка выдают пару столовых ложек манной каши и бутерброд с сыром. Дети пачкаются, няня вытирает синей тряпкой-губкой все подряд — сначала стол, потом лица детей, подтирает носы. Всем подряд!

Дальше — прогулка. Половина детей успела наделать в штаны. Замечаю опытной няне, что у одного уже спина коричневая, надо бы помыть. Она в ответ: "Ничего страшного, гуляем, потом сразу всех обработаем. Мыть — только в исключительных случаях, когда уже все. А так собираем красоту влажной салфеткой — и готово! Да и холодно там в душе! Да и представь — всех помыть!". Было солнечно. Запах распространялся. Воспитательницы в легких кофточках. Дети рядом, на солнце, среди не-цветочных ароматов, в теплых куртках и фуфайках. Как родители привели с утра, когда еще прохладно, так и ходят. И это частный детсад?!



Foto: PantherMedia/Scanpix

В первом случае отпрашивалась у руководителя-мужчины, предлагая поработать дома. В ответ получила целый шквал негодования. Шеф угрожал уволить меня немедленно, кричал, что "цели должны быть достигнуты с тобой или без тебя"… Страшного дедлайна на носу не было, а причина такой реакции была личной и мне хорошо известной. Что ж, взяла-таки больничный и была с начальником на связи по скайпу до 10 вечера. Визит к врачу не прошел без истерик босса. Тем не менее, в следующем месяце я получила не только больничные, но и зарплату в полном размере.


Совсем другая ситуация сложилась в другой компании. "Ты еще тут?! Что ты делаешь?! С ума сошла?! А ну марш из офиса!" — выгнала безо всяких колебаний моя новая начальница, ласково улыбаясь. И я с облегчением взяла больничный. Но объявила, что дома могу сделать часть такой-то работы. Встретила мягкое сопротивление: "Мы работаем в офисе, а дома — отдыхаем или болеем! У нас честное отношение к сотрудникам". Внутренне я, конечно, порадовалась. Золотые слова! Но для успокоения своей совести заходила на нашу страницу и потихоньку делала свое дело. В понедельник с утра меня ждал неприятный сюрприз — кадровик сообщил, что до него дошла информация, что я якобы нахамила и вдрызг разругалась с дорогим клиентом. Видя мое удивленное лицо, он вздохнул: "Я не знаю подробностей и даже не хочу вникать в них. Получите, распишитесь" — и протянул мне увольнительную.



Конечно, мне гораздо приятнее работать с руководителями-мужчинами. Все намного прозрачнее, без лживых улыбок и гадостей за спиной.

Foto: stock.xchng

Фраза "мы не можем вам платить много" всегда должна разворачивать вас к выходу. На самом деле она означает: "мы бы не хотели расставаться с деньгами вовсе, но попробуем отделаться малой кровью". В моем случае нужен был копирайтер. Все прилично, пригласили на собеседование. Цена вопроса — 40 евро за 16 текстов в месяц. И куча обязанностей вдобавок. 



Однажды при оформлении в большой и с виду серьезной компании девушка долго тянула время — то босс болеет, то занят, то в носу ковыряет. Наконец, спустя неделю я ее приперла к стенке. Она засуетилась и выдала мне договор между мной и микропредприятием, оформленным на 18-летнего иностранца. Возмущалась я долго и искренне, и меня попробовали заткнуть фразой: "Ты на самом деле просто работать не хочешь! Кто хочет работать и не берет больничные — никогда не заморачивается по такой ерунде!". Эпично, правда? Я сразу поняла, что терять мне здесь нечего, и изложила свое возмущение в письменном виде для руководителя. На следующий же день меня ждало официальное трудоустройство, ласковые речи и ароматный кофе. То есть маневр "взять на лоха" в Латвии очень распространен.




Foto: Shutterstock
Плюсы:
  1. 
Работа есть. И не было случаев, что за нее мне не заплатили. Может быть, потому, что я старалась иметь дело только с "белыми" или "серыми" зарплатами.
  2. Множество профессий можно освоить на практике. Отсутствие опыта и теоретической базы работодателя не слишком пугают. Достаточно прийти и сказать: хочу! Вас возьмут, если увидят в глазах неподдельный интерес к делу. Отличная площадка для получения навыков с нуля в самых разнообразных сферах.


  3. В половине случаев работодатель может и хочет платить столько, сколько вы считаете адекватным. Но конечно, не упустит шанс взять человека, который согласен батрачить 50-70 часов в неделю за "минималку".


  4. Наглость — второе счастье. Главное — выглядеть уверенным, это очень ценится. Чтобы работодателю и коллегам казалось, что это они могут ошибаться. Но никак не ты.



Минусы:



  1. С тобой расстаются так же охотно, как и берут на работу. Завтра придет новый мотивированный работник, желающий учиться и владеющий тремя-четырьмя-двадцатью языками. Возможно он развлечет начальство своим искренним упорством, и твои дни сочтены.
  2. 

Воспитывать сотрудника и вести его по карьерной лестнице берутся очень немногие. По большому счету, всем безразлично, куда попадет умненький новоявленный специалист. Борцов за мозг и силу молодежи у нас нет. Зато у нас есть те, кто предложит вчерашнему школьнику поработать 70 часов в неделю за "минималку".


  3. При трудоустройстве врут все. Могут месяцами тянуть с официальным оформлением. Стандартная история — это сравнительно большая компания, окруженная сотнями дочерних предприятий, чтобы запутать одновременно и налоговиков, и сотрудников. Когда не понятно, кто за что отвечает, людьми проще управлять.
  4. Объявления о работе составлены роботами-убийцами. Серьезно. И это самое страшное, пожалуй. Посыл ясен: "Мы — маленькое/среднее/большое предприятие. У нас люди работают работу и получают стабильную зарплату". Ни намека на шутку, никакого живого описания коллектива. В соцсетях, конечно, получше — там как-то еще видны живые люди.


  5. Система собеседований совершенно не отработана. Было бы намного удобнее, если бы работодатель давал набор требований — вот ваши рабочие обязанности в нашей фирме. Часто бывает наоборот: мы не знаем, кто и зачем нам нужен, но вы это.. Придумайте что-то, чтобы оборот предприятия вырос. А не вырастет — уволим.


Эти полтора года прошли интересно и насыщенно. Конечно, не все рискнут повторить мой опыт, но — рекомендую. Узнала кое-что и о себе. Оказывается для таких любители всего нового, как я, придуман специальный термин — "сканеры" (главное — сканирование, получение информации). Идеально подходит только работа, содержащая большое количество новых элементов. 

Ну, и главный вывод: как завещал великий Ленин — нужно учиться, учиться и еще раз учиться. Мир стремительно меняется, и если ты если не меняешься вместе с ним — остаешься аутсайдером.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!