Delfi foto misc. - 47167
Fоtо: LETA

"В этой бывшей советской республике две якобы иронические угрозы независимости страны стали причиной проблем для своих авторов и вызвали обеспокоенность касательно гражданских прав", — сообщают из Риги журналисты американского издания The Wall Street Journal Юрис Кажа и Давид Готье-Вийяр.

Они указывают, что Денис Бартецкий и Максим Коптелов подверглись преследованиям после публикации онлайн-петиций, предлагающих Латвии присоединиться к США или к России.

Оба обвиняемых утверждают, что действовали не всерьез. "Но жесткая реакция балтийской страны сосредоточила внимание на том, как далеко власти могут зайти, чтобы привлечь к ответственности предполагаемых врагов государства без нарушения основополагающих принципов, которым они согласились следовать по вступлении в Европейский союз — например, свободы слова", — говорится в публикации.

Журналисты указывают, что с момента выхода из Советского Союза Латвия смотрела на Запад: присоединилась к ЕС и НАТО и приняла евро в качестве валюты.

"Несмотря на этот постоянный геополитический сдвиг, латвийские власти опасались, что русское меньшинство страны — около четверти всего двухмиллионного населения — смотрит на восток. Эти опасения увеличились два года назад, когда вновь ставшая напористой Россия аннексировала у Украины Крымский полуостров, где проживают в основном этнически русские, что побудило некоторых латвийских националистов счесть этнически русских в странах Балтии потенциальной угрозой", — пишут Кажа и Готье-Вийяр.

Они уточняют, что в советские годы рискованными были призывы к независимости Латвии.

Коптелов заявляет, что полагал, что у него нет причин скрывать свои мысли в современной Латвии. "В марте 2014 года, несколько дней спустя после вторжения России в Крым, он по-русски написал на интернет-платформе Avaaz, что вхождение Латвии в Российскую Федерацию откроет "широкие перспективы для развития", — цитируют журналисты.

"В ходе месячного судебного разбирательства Коптелов заявил, что на петицию его подвигло чувство горечи из-за того, что его покойный отец последние несколько лет своей жизни жил на смехотворную пенсию. По документам суда, он заявил суду, что пытался "пошутить о латвийском государстве так же, как оно пошутило с его отцом".

"Эксперт-юрист Лаурис Лиепа, приглашенный Полицией безопасности, засвидетельствовал, что петицию можно рассматривать как атаку на "ключевую ценность" латвийской конституции, сообщает The Wall Street Journal.

Елена Квятковская, рижский юрист по правам человека, заявила, что не нашла прецедентов делу Коптелова в постсоветской латвийской юридической практике. Она назвала это "явным случаем" для Европейского суда по правам человека.

"Это затрагивает серьезные проблемы, относящиеся к свободе слова", — сказала она.

Читайте нас там, где удобно: Facebook Telegram Instagram !