12 сентября будет опубликован полный текст приговора по так называемому "делу Gan Bei", в рамках которого девять человек были признаны виновными в организации схемы по уклонению от уплаты налогов. Журнал Ir в четверг раскрывает подробности "дела Ganbei" и пишет о том, почему ни один из обвиняемых не был приговорен к реальному тюремному заключению (полный текст на латышском языке, платный доступ).
Как работала схема
Согласно полному тексту приговора, с которым журналу удалось ознакомиться, автором схемы по уклонению от налогов был член правления компаний Lage Ko и Lage LTD Олег Арупс (он признал свою вину). Своей идеей он поделился с финансовым директором компании Lage Ko и членом правления Lage LTD Галиной Кармач — супругой депутата Сейма Сергея Потапкина ("Согласие"). По данным обвинения, Кармач договорилась с главой компании Brio Engineering Залманом Брио о создании специальной программы, которая могла бы корректировать работу кассовых аппаратов. Программу Брио написал вместе с программистом Йонасом Генисом. Пользовались программой системный администратор компании Виктор Мельков и помощницы бухгалтеров — Баирма Дамбаева, Елена Новицкая, Ирина Гусева и Илона Вишневская.
Система работала следующим образом. Клиент ресторана получал предварительный чек (pirmčeks), затем к кассовому аппарату подключалась "флешка" со специальной программой, сумма в кассе занижалась, и выбивался окончательный чек, менять который уже нельзя. Разница в сумме забиралась из кассы и передавалась руководству предприятия.
Таким образом компания снижала сумму ежедневных доходов на 20-30%. В марте 2014 года доходы 13 ресторанов составили 1 368 123 евро, но "мимо кассы" прошло еще 365 069 евро. С последней суммы налоги не платились. За период с января по июнь 2014 года (то, что удалось доказать следствию) "мимо кассы" в Lage Ko прошло 2 046 738 евро, в Lage LTD — 81 706 евро. Государство недополучило 957 800 евро в виде налоговых поступлений. В реальности суммы могут быть значительно больше.
Прокурор Игорь Герасимин заявил журналу, что схема была несложной — в ней не было переводов на разные счета или системы отмывания доходов.
Журнал отмечает, что некоторые вопросы так и остаются без ответа. В частности, непонятно, как тратились деньги, которые проходили "мимо кассы". Ни один из более чем 100 допрошенных сотрудников предприятия не признался в том, что получал зарплату в конверте. Однако если в 2014 году средняя официальная зарплата сотрудника Lage составляла 4424 евро, то в 2015 году — уже 8335 евро.
Следствию также не удалось доказать, что схема принесла какую-либо прибыль Brio Engineering. Прокурор Герасимин полагает, что компания пошла на разработку программы для того, чтобы не потерять крупного клиента. По словам адвоката Галины Кармач Саулведиса Варпиньша, она участвовала в схеме, поскольку боялась потерять работу. Прокурор полагает, что схема приносила прибыль только ее организатору — Арупсу.
Наказания, не связанные с лишением свободы
На скамье подсудимых по "делу Ganbei" оказались все девять перечисленных выше сотрудников Lage Ko, Lage LTD и Brio Engineering. Все они признали вину и пошли на соглашение с обвинением. Несмотря на особо крупные размеры уклонения от уплаты налогов, ни один из подсудимых не был приговорен к реальному тюремному заключению. Все они были приговорены к условным наказаниям на срок от одного года (Генис, Мельков) до четырех лет (Арупс), семь из девяти человек — к денежным штрафам на сумму от 7200 евро (Брио) до 37 000 евро (Арупс). Всем временно запрещено занимать должности в правлениях предприятий. Lage Ko оштрафована на 276 390 евро, штраф для Lage Ltd составил 11 000 евро.
"Наказание не может быть местью", — объяснил журналу мягкость наказания Герасимин. Государство вернуло средства, и в показательном суде смысла не было. "Отягчающих вину обстоятельств в деле не констатировано. Если бы мы посадили организаторов в тюрьму и они жили бы за наш счет, мы ничего бы от них не вернули. Какой смысл что-то возвращать, если сидишь в тюрьме?", — заявил прокурор.